Три вопроса критику

1. Существует ли универсальная поэзия?2. Где почитать о поэтах, погибших во время Великой Отечественной войны?3. Нужны ли поэтам стадионы?

1. Существует ли универсальная поэзия?


2. Где почитать о поэтах, погибших во время Великой Отечественной войны?


3. Нужны ли поэтам стадионы?


«Вы все время пишете о белорусской поэзии... Но, по моему убеждению, поэзия не имеет национальности! Она универсальна! Поэт — гражданин мира.


Arcanus».


Конечно, истинная литература принадлежит всему миру. Но мне нравится цитировать по этому поводу Мигеля де Унамуно, писателя, философа, основоположника испанского экзистенциализма. Сто лет назад он спорил с теми, кто доказывал, что поэзии «тесны границы нации, религии, языка и родной страны». Унамуно утверждал, что поэт, который не переживает того, что вокруг него творится, с большей силой, чем далекое и абстрактное, кто угодно, только не поэт. Шекспир, Данте, Сервантес, Ибсен принадлежат всему человечеству как раз в силу того, что один из них был англичанин, другой — флорентиец, третий — кастилец, четвертый — норвежец, а гражданином Вселенной становятся через глубокое переживание за свой народ, как случилось у Данте. «Да, я за универсальность, но за универсальность богатую и всеобъемлющую, рождающуюся из соперничества и столкновения различий, — пишет Унамуно. — Здесь, внизу, в оркестровой яме, нам слышна только разноголосица инструментов, но там, вверху, на небесах искусства, звучит гармоническая симфония, и нации, религии, языки и страны вносят в нее собственные ноты, колебля каждая собственную струну, со своим особым звучанием». А космополитическую поэзию Унамуно уподоблял тепличным цветам, прекрасным, как настоящие, и даже благоуханным, но не самодостаточным.


«Хотелось бы прочитать о наших талантливых поэтах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.


А.П.Рудковский, Минск».


Да, белорусская литература потеряла во время войны очень много талантов... Но они не забыты, не раз вспоминалось о них и на страницах нашей газеты. Самый известный из них, пожалуй, Микола Сурначёв, это благодаря его прекрасному стихотворению об убитом воине: «Ляжыць ён, як вiцязь, у стоптаным жыце... Мацi спаткаеце — ёй не кажыце». Поэты Алесь Жаврук, Алексей Коршак, Захар Барсук, Иван Денисенко, Аркадий Гейне, Владимир Рагуцкий, Сергей Кривец, Владимир Ясюченя... Целое поколение надежд... В 2005 году в Минске вышел трехтомник «Скрыжалi памяцi», в который вошли произведения почти 50 писателей Беларуси, которые погибли в годы Второй мировой войны — на фронте, в партизанском бою, в фашистских застенках... Известный литературовед Алесь Бельский пять лет собирал для этого трехтомника материалы. Но поиск продолжается и сегодня. Из последних находок — творческое наследие белорусских писателей–фронтовиков Рыгора Суницы и Тодара Курбацкого. Перед самым началом войны Тодар Курбацкий написал пророческое стихотворение: «У баях, калi ад дыму/ Пацямнее небакрай,/ Я успомню луг радзiмы,/ Гэта поле, гэты край». Уверяю вас, что разговор о поэтах–воинах будет продолжаться. Тем более в нем участвуют не только исследователи, но и наши читатели, присылающие уникальные сведения из семейных архивов.


«Прозвучала у вас ностальгия по тем временам, когда поэты читали стихи на стадионах. Но я убежден, что настоящую поэзию нужно воспринимать один на один с книгой или уж в узком камерном кругу, под тихую музыку. Публичные выступления поэтов чаще всего — или официальщина, или самоутверждение графоманов друг перед другом, или развлекаловка вроде «гариков».


Сергей Петрович, Могилев».


Видимо, вам просто не повезло, и вы слышали не самые удачные выступления поэтов. Ведь на самом деле публичные чтения — это очень древняя традиция. В Древнем Риме, например, не происходило ни дня без таких чтений, для них был разработан особый ритуал. Автор садился в кресло на специальном возвышении, слушатели комментировали услышанное... Многие великие писатели были и замечательными чтецами. Например, Чарльз Диккенс, который мог доводить слушателей до слез. Сохранились томики книг, с которыми он выступал, с пометками на страницах «серьезно», «пафосно», «поднять указательный палец», «с ужасом оглянуться». Просто литература, как и музыка, бывает разная: одна и на стадионе прозвучит, другую лучше прочесть шепотом. А поэты должны выступать... Главное, чтобы у них появлялось больше слушателей.


Присылайте свои вопросы и пожелания на e–mail: rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter