Три вопроса критику

1. Как относиться к комиксам?2. Зачем писать о книгах с маленькими тиражами?3. Кто герой «Лезвия бритвы»?

1. Как относиться к комиксам?


2. Зачем писать о книгах с маленькими тиражами?


3. Кто герой «Лезвия бритвы»?


«Уважаемая Людмила! Моя внучка читала много книжек, любила хорошие сказки. Но теперь она увлеклась японскими картинками, которые называются «манго». Без конца их сама рисует, книжки заменились комиксами... Как с этим бороться?


Е.П.Замятина, Минск».


Уважаемая Екатерина Павловна! Рисунки в стиле манга (не «манго») и аниме — это древнее японское искусство, ну что–то вроде славянской лубочной литературы. Ведь даже миниатюры в летописях зачастую представляли своеобразный комикс. Сегодня в Японии комиксы — вполне серьезная, на взгляд самих японцев, литература. В картинках они рассказывают о чем угодно — от трагедии Хиросимы до классических романов. У нас комиксы прижились, попав в самое благоприятное время — культурного фаст–фуда: все предпочитают то, что доступнее, короче, ярче. А тут еще элемент интерактивности: каждый может поучаствовать. Во многих детских и молодежных журналах, на сайтах в Интернете есть школы манга и аниме. Как к этому относиться? Наверное, запрещать — не самый лучший вариант. И главное, бесполезный. Недавно вот в России вышел «Евгений Онегин» в виде комикса... По «Дзiкiм паляваннi караля Стаха» еще в эпоху перестройки комикс вышел... По моему убеждению, комикс никогда не заменит литературный текст. Судя по всему, вы привили внучке вкус к литературе. Настанет время, и вместо картинок — или параллельно с ними — ей захочется просто почитать.


«Я заметил, что вы часто цитируете и рекламируете книги, которые выходят тиражами по сто экземпляров, по двести... Стоит ли привлекать внимание массового читателя к таким маргинальным явлениям?


Makar».


За время «самой централизованной» в мире системы книгоиздания мы привыкли к тиражам по 100 тысяч экземпляров... Теперь нет книжного дефицита, каждый может издать книгу, но покупают то, что раскручено, что можно почитать в метро, серьезная литература стала принадлежностью элиты... А разве в этом есть что–то новое? Или вы думаете, что прижизненные издания Пушкина выходили миллионными тиражами? Пару сотен экземпляров — этого во все времена было достаточно, чтобы достойный того текст остался в истории. Сборники поэтов Серебряного века — Цветаевой, Ахматовой — часто представляли из себя самиздатовские брошюрки с крошечными тиражами... А разве редко случалось, что вначале и книги–то не было — ходила по руках рукопись? Сегодня даже российские толстые литературные журналы не достигают планки 1.000 экземпляров. Если я буду выбирать книги для рецензии не по художественным качествам, а по популярности, — вы из номера в номер станете читать об Акунине, Бушкове и Донцовой, на которых зарабатывают деньги книгоиздатели. Боюсь, это слишком далеко от тех задач, которые я пытаюсь решать в своих рубриках. Нет ничего позорного для поэта в том, что его книгу купили всего 200 читателей. Стыдно писать плохие стихи.


«У вас есть серия статей, посвященных юбилеям литературных героев. Я очень люблю творчество русского фантаста Ивана Ефремова. 45 лет назад был напечатан его замечательный роман «Лезвие бритвы». Вы как–то откликнитесь на это?


С.Русановский, Гомель».


Мне в свое время тоже очень нравился роман «Лезвие бритвы». На фоне общего воспевания женщины–труженицы — вдруг крамольный трактат о женской красоте... Которую, представьте себе, нельзя вручить вместе с медалью за трудовую доблесть. Да, в масштабах Советского Союза эту книгу можно, пожалуй, назвать культовой... Сегодня, после того как мир объелся феминизмом во всех его модификациях — от Эммануэль до нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек, — вряд ли... Да и в контексте рубрики — день рождения какого именно литературного героя отмечать? Врача с экстрасенсорными способностями? Его любимой девушки–гимнастки? Прекрасной индийской танцовщицы? Боюсь, что ни один из образов романа не стал литературным архетипом, подобным Печорину, Анне Карениной, Оводу или Гаврошу... «Лезвие бритвы», при всей занимательной оболочке, роман идей... Герои нужны, чтобы иллюстрировать те либо иные убеждения и гипотезы автора. Так что при всем уважении к замечательному писателю Ивану Ефремову — сегодня говорят, что именно его романы, а не программа партии, подарили народу образ светлого будущего, дали веру в победу коммунизма во Вселенной, — отдельной статьи о каком–то из героев «Лезвия бритвы» у меня пока не получается.


Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ, «СБ».


Присылайте свои вопросы и пожелания на e–mail: rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter