Три вопроса критику

1. Писатель ли Евгений Гришковец? 2. Будут ли публикации о Максиме Танке? 3. Что такое «гипноз гигантов»?
1. Писатель ли Евгений Гришковец?

2. Будут ли публикации о Максиме Танке?

3. Что такое «гипноз гигантов»?

«Добрый день, Людмила! В Минск приезжал на гастроли Евгений Гришковец. Мне очень понравился его спектакль. Но я не знаю, как относиться к Гришковцу как к писателю. Это что–то коммерческое? Или можно говорить о серьезном явлении в литературе?

С уважением, Дарья Семенова, Минск».

Добрый день, Дарья! Я уже публик
овала рецензию на первый роман Евгения Гришковца «Рубашка». Высокая ли это литература? Критики спорят. Безусловно, автор талантлив, и вообще, более молниеносной карьеры в Москве ни одному провинциалу сделать не удалось. Евгений Гришковец объявил себя создателем стиля «новая искренность». Если вы видели его спектакль, то понимаете, о чем речь. Рассказчик говорит о себе, он свой в доску. Человек из толпы. Его наблюдения радуют схожестью с твоими собственными. Каждый должен воскликнуть: «Это же про меня!» Но будучи перенесенными на бумагу, эти тексты воспринимаются, разумеется, по–иному. Разговорный стиль, с лаконичными, предельно простыми фразами, с повторами, со смысловыми пунктирами... В отсутствие визуального ряда это, конечно, впечатляет менее, чем сыгранное на сцене. Все равно что читать текст песни. Тем не менее Гришковец — лауреат престижной литературной премии «Антибукер» и заявляет, что ему нравится быть писателем. Как пишет один из российских критиков: «Ему удалось навязать себя миру не только в качестве автора, но и в качестве героя. Это мало кому из писателей удается».

«У гэтым годзе споўнiлася 95 гадоў Максiму Танку. Цi збiраецеся вы неяк адгукацца на гэтую падзею?

AnatoliVolny».

Мне не аднойчы даводзiлася згадваць пра Танка ў розных артыкулах i пра ягоны сёлетнi юбiлей таксама. Як вы можаце заўважыць, наша газета арыентуецца не на юбiлеi, а на цiкавыя тэмы. Асоба Максiма Танка заслугоўвае вялiкага артыкула. Магчыма, дыскусii. Як i пра многiх iншых беларускiх пiсьменнiкаў, мы мала пра яго ведаем. I як у большасцi паэтаў савецкага перыяду, у ягоных тамах шмат «патрэбных» вершаў, за якiмi павярхоўнаму чытачу не вiдаць «сапраўдных». А яны, сапраўдныя, таксама ёсць, i не ў малой колькасцi. А яго «раннi» перыяд, калi праследаваўся палякамi, сядзеў у Лукiшках... А потым, калi трапiў на тэрыторыю Савецкай Беларусi, у разгар рэпрэсiй... У канцы кастрычнiка ў Беларускiм педагагiчным унiверсiтэце iмя Танка адбылiся «Танкаўскiя чытаннi», шостыя па лiку. Там прагучала шмат нечаканага... У тым лiку даклад аўтара нашай газеты Вiталя Скалабана «Максiм Танк: забытыя вершы 1941 г.». Так што да творчасцi i асобы гэтага паэта наша газета звернецца яшчэ не раз.

«Скажите, пожалуйста, что такое «гипноз гигантов» в отношении к литературе? С этим нужно бороться?

Алена Антипова, Гомель».

Как уже понятно из термина, «гипноз гигантов» означает преклонение перед авторитетами в искусстве, перед классиками... Придумал это выражение российский писатель Иван Ефремов, считавший, что «всякий обязан бороться с гипнозом гигантов. Учась у них, но оставаясь самим собою». С другой стороны, «сбрасывание классиков с корабля современности» — не лучший способ самоутверждения. Без знакомства с традицией тебе не удастся даже опровергнуть эту традицию. А поскольку сейчас утверждают, что художник будущего — это пещерный дикарь с каменным резцом в руке, то вопрос о прогрессе в искусстве и борьбе с традицией вообще спорный. Причем «гипноз гигантов» в отрицательном смысле срабатывает только в среде художнической — человек, способный создать нечто новое, должен что–то разрушить. Как относиться к «гигантам»–предшественникам? Юрий Олеша говорил по этому поводу: «Я не знаю, что мне ответить, когда меня спрашивают: кого вы любите больше — Пушкина или Лермонтова... Это несерьезный разговор. Что значит — любовь к писателю? Великие писатели велики. Как можно любить или не любить Бальзака, Шекспира, Гете? Можно говорить о некоем другом отношении к писателю. Это другое отношение возникает, когда находишь в том или другом писателе нечто близкое самому себе, нечто свое».

Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ, «СБ».

Присылайте свои вопросы и пожелания на e–mail: rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter