Три вопроса критику

1. Какие в Беларуси проводятся литературные конкурсы? 2. Что можно назвать современной литературой? 3. Умерла ли научная фантастика?
1. Какие в Беларуси проводятся литературные конкурсы?

2. Что можно назвать современной литературой?

3. Умерла ли научная фантастика?

«Уважаемая Людмила! Меня интересует такой вопрос: где и когда у нас в Беларуси проходят литературные конкурсы?

Анна Кирилович».

Увы, уважаемая Анна, вопрос оказался на засыпку. Разумеется, кое–что проводится... В этом году впервые вручены премии «Золотой Купидон» за лучшее произведение года — лауреаты выбирались среди известных литераторов, членов Союза писателей Беларуси. Этот же союз собирается организовывать подобные конкурсы и в областях. В Полоцке вручается «неформальная» премия «Глiняны Вялес». Журнал «Дзеяслоў» присуждает «Залаты апостраф». Киностудия «Беларусьфильм» регулярно проводит конкурс на лучший сценарий, Национальный академический театр имени Янки Купалы — «Купалаўскiя далягляды» на лучшую пьесу. Для молодых — литературные конкурсы имени Короткевича. Раз в два года Минская областная библиотека имени Пушкина собирает произведения молодых поэтов Минщины, победители участвуют в слете, издаются в коллективном сборнике. Сама недавно была в жюри конкурса на лучшее произведение о Максиме Богдановиче, который проводил музей поэта, и конкурса к юбилею Тетки, организованного библиотекой имени Тетки... Но на фоне сотен литературных конкурсов, звучных, с раскруткой, с ощутимыми денежными фондами, проводимых каждый год в соседней России, это не просто мало — недопустимо мало. О чем и заявляю в очередной раз. Так что если у вас есть информация о новом литературном конкурсе — присылайте.

«Прывiтанне, Людмiла! Прачытаў вашу рубрыку «Трыялет» пад назвай «О кляксах и новом велосипеде». Там вы спрачалiся, што можна называць сучасным мастацтвам. А якую лiтаратуру вы лiчыце сучаснай — не прагучала. Чакаю вашых тлумачэнняў. Шамякiн — сучасная лiтаратура? Пташнiкаў? Максiм Танк? Цi толькi ўсякiя «прасунутыя» «Бум–Бам–Лiты»?

Уладзiмiр С., г. Вiлейка».

Ведаеце, Уладзiмiр, скiдаць кагосьцi з карабля сучаснасцi нiколi не было маёй задачай. Я з павагай адношуся да ўсiх названых вамi творцаў, але з цiкавасцю стаўлюся да эксперыментаў. Што тычыцца вызначэння «сучасная лiтаратура», то тут няма еднасцi нават сярод лiтаратуразнаўцаў, гэтак жа, як у пытаннi, што можна называць класiкай. Датаваныя пачынаючы з 70–х гадоў мiнулага стагоддзя творы ўключаюцца ў хрэстаматыi пад рубрыкай «Сучасная лiтаратура». Цi правiльна, што ў вынiку побач патэнцыйна апынаецца соцрэалiзм i постмадэрнiзм? Не бачу ў гэтым нiчога дзiўнага: лiтаратура — не аднародная маса, з якой можна зляпiць адзiн на ўсiх помнiк. Хоць часам здаецца, што школьная праграма да гэтага iмкнецца. У расiйскiх падручнiках i Пелевiн, i Лук’яненка, i Улiцкая, i Прыгаў, i Лiмонаў... Не ў якасцi класiкi ды ўзораў, а дзеля ведання сучаснага лiтаратурнага працэсу, з якога нешта яшчэ мусiць выкрышталiзавацца. Дарэчы, ёсць яшчэ цудоўнае вызначэнне: актуальная лiтаратура.

«Здравствуйте, Людмила! Прочитала в рубрике «Три вопроса критику» ваш ответ на тему белорусской научной фантастики... Мол, пишут, издают, хотя жалко, что мало... Какая НФ? Это был искусственный жанр, который изжил свое, устарел, как рассказы о сыщике Нате Пинкертоне. Теперь есть фэнтези, мистика... Вы бы еще предложили реанимировать повести про индейцев в стиле Фенимора Купера.

Анна Короткевич, г. Минск».

В чем–то, Анна, вы правы. Ныне фантастика воспринимается как поток графоманской продукции, в которой тяжело заметить настоящие произведения. Пик отечественной НФ пришелся на 60–е годы прошлого века, на фоне всплеска интереса к науке, к открытиям, к огромному миру, который проглянул из–под «железного занавеса». Недавно прочитала, как роман фантаста Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», напечатанный в 1957 году, перевернул жизнь советского общества. «Ефремов в одиночку сделал то, что не смогла сотворить толпа дипломированных философов–марксистов — показал, как может выглядеть будущее, основанное на коммунистической идее», — утверждает российский критик. Нынче — да, везде пишут о смерти жанра НФ. Но... Когда–то в журнале «Москва» отказались печатать роман братьев Стругацких «Трудно быть богом» с высокомерным: «Мы фантастику не печатаем». Не печатали Грина, Алексея Толстого, Беляева... Теперь все они классики. А если жанр способен порождать классику, значит, он не может умереть.

Жду вопросов и интересных рассуждений! Пишите мне на электронный адрес: rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter