1. Умер ли жанр романа?
2. Кто такой Виктор Вальтер?
3. Где узнавать литературные новости?
«Правда ли, что жанр романа умер? А что же тогда пишут прозаики?
Anatolij».
Два года назад в России на Букеровской конференции рассуждали на тему «Роман ли то, что я пишу?». Даже Василий Аксенов отнекивался. Впрочем, о смерти романа заговорили еще в 60–х годах прошлого века. Натали Саррот, Ален Роб–Грийе и компания пытались создать «новый роман» с помощью отсутствия сюжета, абсурда и прочих экспериментов... А как сказал мне знакомый профессор, в сущности, роман — это история семьи, рода на фоне эпохи. Форсайты, Ростовы, Загорские... Но определений много. Одни говорят о «масштабной концептуальности». Другие вспоминают, что название «роман» возникло на базаре: так зазывали покупателей, желая продать повествование о любви: «Роман! Роман!» Сегодня так могут назвать все что угодно. Милорад Павич написал и роман–лексикон, и роман–перевертыш... Пишут романы и у нас. Игорь Бобков собрал свои эссе, объединил образом виртуального философа Яна Клакоцкого и объявил, что это роман, войти в который можно, а выхода из него нет. Леонид Дранько–Майсюк написал «Нервовы раман». Молодой прозаик Сергей Балахонов — постмодернистский роман «Iмя грушы». Виктор Козько — роман классической формы «Бунт незапатрабаванага праху». Так что «пациент скорее жив, чем мертв».
«Вы неяк згадвалi пра фантастычны раман «Народжаныя пад Сатурнам» Вiктара Вальтара. Але я нiдзе не магу знайсцi звестак пра гэтага беларускага пiсьменнiка. Хто ён такi?
З павагай, Ала Барысiк, г. Жлобiн».
Асоба, пра якую вы пытаецеся, унiкальная i, да нашага сораму, малавядомая. Вiктар Вальтар нарадзiўся ў 1902 годзе ў Дзвiнску, цяперашнi Даўгаўпiлс. Займеў стыпендыю ў пражскiм унiверсiтэце, вучыўся там на каморнiка. Дэбютаваў як пiсьменнiк у часопiсе Вацлава Ластоўскага «Крывiч»... Вярнуўся дамоў ужо хворы на сухоты. Выкладаў у беларускiх гiмназiях Латвii... Памёр у 1931 годзе. Самы буйны твор, якi застаўся ад яго ў рукапiсе, — аўтабiяграфiчны раман «Народжаны пад Сатурнам». З яго зрабiлi копii ў 30–х гадах вучнi Дзвiнскай гiмназii, але толькi нядаўна ён надрукаваны на Беларусi ў часопiсе «Дзеяслоў». Бо лiчыўся падазроным: напiсаны эмiгрантам пра эмiграцыю, прапагандуе астралогiю, беларускую нацыянальную iдэю, няўхвальна паказвае рэвалюцыю... I гучыць абсалютна сучасна. Галоўны герой — бедны беларускi студэнт Тугоўскi — чалавек цяжкага лёсу i складанага характару, тыповы iпахондрык. Перакананы, што захварэў венерычнай хваробай, бярэцца за тэрарыстычны рэвалюцыйны акт, але па дарозе замярзае. Хаця апошняе ўжо не аўтабiяграфiчны факт.
«Здравствуйте, Людмила! Я старый книголюб, но сегодня мировые литературные новости мне практически недоступны. Не владею я Интернетом, не выписываю, как ранее, толстые российские журналы... Что сейчас пишет любимый мой питерский поэт Вадим Шефнер? А легендарный Кастанеда, которым зачитывались в 80–е, кажется, умер? А Сэлинджер — последнее, что я знаю о нем, то, что он закрылся в бункере? Пожалуйста, хоть глоток информации!
Кирилл Петрович Овчинников, г. Верхнедвинск».
Все литературные новости, уважаемый Кирилл Петрович, я вам выдать в этой рубрике не могу. Замечу только, что и у нас в Беларуси есть толстые литературные журналы. Теперь о персоналиях... Увы, Вадим Шефнер, когда–то впечатливший меня утверждениями о том, что желает быть поэтом без биографии и «заговаривает быт деталями», умер еще в 2002 году, 5 января. Наверное, вам будет любопытно, что в 1995 он напечатал в журнале «Знамя» свою вторую биографическую повесть «Бархатный путь». Карлос Кастанеда, маг и проповедник мескалина, умер в 1998 году от рака печени, успев заработать миллионное состояние на учении индейца Дона Хуана. Заболев, кстати, перестал употреблять не только расхваленные наркотики, но и алкоголь, кофе и табак. Некоторые до сих пор сомневаются, умер ли Кастанеда, — ведь он не разрешал себя фотографировать, не давал интервью... Уж не укрылся ли в каком–нибудь медитативном бункере, как Сэлинджер? Кстати, сидение такое ни до чего хорошего не доводит. По опросам, 50% американцев сегодня не знают, кто такой еще не умерший Сэлинджер. Вот вам и «Над пропастью во ржи»...
Жду вопросов на e–mail rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.
Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ.
Три вопроса критику
1. Умер ли жанр романа?
2. Кто такой Виктор Вальтер?
3. Где узнавать литературные новости?