Три вопроса критику

1. Умер ли жанр романа? 2. Кто такой Виктор Вальтер? 3. Где узнавать литературные новости?
1. Умер ли жанр романа?

2. Кто такой Виктор Вальтер?

3. Где узнавать литературные новости?

«Правда ли, что жанр романа умер? А что же тогда пишут прозаики?

Anatolij».

Два года назад в России на Букеровской конференции рассуждали на тему «Роман ли то, что я пишу?». Даже Василий Аксенов отнекивался. Впрочем, о смерти романа заговорили еще в 60–х годах прошлого века. Натали Саррот, Ален Роб–Грийе и компания пытались создать «новый роман» с помощью отсутствия сюжета, абсурда и прочих экспериментов... А как сказал мне знакомый профессор, в сущности, роман — это история семьи, рода на фоне эпохи. Форсайты, Ростовы, Загорские... Но определений много. Одни говорят о «масштабной концептуальности». Другие вспоминают, что название «роман» возникло на базаре: так зазывали покупателей, желая продать повествование о любви: «Роман! Роман!» Сегодня так могут назвать все что угодно. Милорад Павич написал и роман–лексикон, и роман–перевертыш... Пишут романы и у нас. Игорь Бобков собрал свои эссе, объединил образом виртуального философа Яна Клакоцкого и объявил, что это роман, войти в который можно, а выхода из него нет. Леонид Дранько–Майсюк написал «Нервовы раман». Молодой прозаик Сергей Балахонов — постмодернистский роман «Iмя грушы». Виктор Козько — роман классической формы «Бунт незапатрабаванага праху». Так что «пациент скорее жив, чем мертв».

«Вы неяк згадвалi пра фантастычны раман «Народжаныя пад Сатурнам» Вiктара Вальтара. Але я нiдзе не магу знайсцi звестак пра гэтага беларускага пiсьменнiка. Хто ён такi?

З павагай, Ала Барысiк, г. Жлобiн».

Асоба, пра якую вы пытаецеся, унiкальная i, да нашага сораму, малавядомая. Вiктар Вальтар нарадзiўся ў 1902 годзе ў Дзвiнску, цяперашнi Даўгаўпiлс. Займеў стыпендыю ў пражскiм унiверсiтэце, вучыўся там на каморнiка. Дэбютаваў як пiсьменнiк у часопiсе Вацлава Ластоўскага «Крывiч»... Вярнуўся дамоў ужо хворы на сухоты. Выкладаў у беларускiх гiмназiях Латвii... Памёр у 1931 годзе. Самы буйны твор, якi застаўся ад яго ў рукапiсе, — аўтабiяграфiчны раман «Народжаны пад Сатурнам». З яго зрабiлi копii ў 30–х гадах вучнi Дзвiнскай гiмназii, але толькi нядаўна ён надрукаваны на Беларусi ў часопiсе «Дзеяслоў». Бо лiчыўся падазроным: напiсаны эмiгрантам пра эмiграцыю, прапагандуе астралогiю, беларускую нацыянальную iдэю, няўхвальна паказвае рэвалюцыю... I гучыць абсалютна сучасна. Галоўны герой — бедны беларускi студэнт Тугоўскi — чалавек цяжкага лёсу i складанага характару, тыповы iпахондрык. Перакананы, што захварэў венерычнай хваробай, бярэцца за тэрарыстычны рэвалюцыйны акт, але па дарозе замярзае. Хаця апошняе ўжо не аўтабiяграфiчны факт.

«Здравствуйте, Людмила! Я старый книголюб, но сегодня мировые литературные новости мне практически недоступны. Не владею я Интернетом, не выписываю, как ранее, толстые российские журналы... Что сейчас пишет любимый мой питерский поэт Вадим Шефнер? А легендарный Кастанеда, которым зачитывались в 80–е, кажется, умер? А Сэлинджер — последнее, что я знаю о нем, то, что он закрылся в бункере? Пожалуйста, хоть глоток информации!

Кирилл Петрович Овчинников, г. Верхнедвинск».

Все литературные новости, уважаемый Кирилл Петрович, я вам выдать в этой рубрике не могу. Замечу только, что и у нас в Беларуси есть толстые литературные журналы. Теперь о персоналиях... Увы, Вадим Шефнер, когда–то впечатливший меня утверждениями о том, что желает быть поэтом без биографии и «заговаривает быт деталями», умер еще в 2002 году, 5 января. Наверное, вам будет любопытно, что в 1995 он напечатал в журнале «Знамя» свою вторую биографическую повесть «Бархатный путь». Карлос Кастанеда, маг и проповедник мескалина, умер в 1998 году от рака печени, успев заработать миллионное состояние на учении индейца Дона Хуана. Заболев, кстати, перестал употреблять не только расхваленные наркотики, но и алкоголь, кофе и табак. Некоторые до сих пор сомневаются, умер ли Кастанеда, — ведь он не разрешал себя фотографировать, не давал интервью... Уж не укрылся ли в каком–нибудь медитативном бункере, как Сэлинджер? Кстати, сидение такое ни до чего хорошего не доводит. По опросам, 50% американцев сегодня не знают, кто такой еще не умерший Сэлинджер. Вот вам и «Над пропастью во ржи»...

Жду вопросов на e–mail rublevskaya@tut.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter