Три версии одной правды

Когда-то здесь насчитывалось два стада коров по 50 голов каждое. Сегодня на все село осталось всего лишь восемь буренок. А на следующий год по заверением людей, будет и того меньше. Оно и понятно: помощь в ведении личных подсобных хозяйств здешним жителям оставляет желать лучшего. Недовольны сельчане организацией закупа молока. Да и пастбища, пригодного для выпаса скота, по их мнению, попросту нет. Как и нормальных сенокосов...<br><br> Мало того, руководство тамошнего хозяйства — ГП «Пуховичское» — и местного сельисполкома не могут разобраться со своими земельными «владениями». И заставляют людей ходить по замкнутому кругу. Корреспондент «БН» вместе с представителями Комитета госконтроля по Минской области пыталась разобраться в клубке проблем…

А заключается она в главном: личные подсобные хозяйства – забота и сельисполкомов, и СПК. В пуховичской Затитовой Слабоде, похоже, думали по-другому…

Когда-то здесь насчитывалось два стада коров по 50 голов каждое. Сегодня на все село осталось всего лишь восемь буренок. А на следующий год по заверением людей, будет и того меньше. Оно и понятно: помощь в ведении личных подсобных хозяйств здешним жителям оставляет желать лучшего. Недовольны сельчане организацией закупа молока. Да и пастбища, пригодного для выпаса скота, по их мнению, попросту нет. Как и нормальных сенокосов...

Мало того, руководство тамошнего хозяйства — ГП «Пуховичское» — и местного сельисполкома не могут разобраться со своими земельными «владениями». И заставляют людей ходить по замкнутому кругу. Корреспондент «БН» вместе с представителями Комитета госконтроля по Минской области пыталась разобраться в клубке проблем…

Версия первая.
Завела бы и третью корову...
Страстями, как в «Санта-Барбаре», называет сложившуюся ситуацию жительница Затитовой Слободы Ирина Финская.

После смерти матери она переехала из столицы в родную деревеньку и два года в прямом смысле слова «отвоевывает» себе всего-то пять соток земли. Пришлось обивать пороги различных инстанций и даже обратиться в суд, прежде чем удалось узаконить родительское наследство. А теперь вот никак не может допроситься у местной власти выделения небольшого кусочка земли. Чтобы построить возле дома сарай и обзавестись хозяйством...

— Почему земля должна пустовать, если я хочу и могу ее использовать? — недоумевает Ирина. — Я уже и не мечтаю о просторном и уютном дворике. Мне возле дома картошку негде посадить (не говоря уже о цветах) и сарай построить! Какое уж тут хозяйство разводить, если к себе домой пробираюсь по чужой территории?

И тем, кто уже держит скотину, приходится несладко. Хлопотное это дело и невыгодное, сетуют местные хозяйки. Ольга Дубовик еще в 2009 году сдала полторы тонны молока, а обещанного от местного хозяйства сена в качестве натурпремии ждет-пождет...

— У мужа — инвалида третьей группы — зарплата небольшая, а поднимать на ноги троих детей как-то надо. Вот и приходится держать большое хозяйство — какое-никакое подспорье для нашей семьи. Если бы поощрительная система работала, как в деревнях других сельсоветов, за молоко, сено, солому, зерно, завела бы и третью коровку, — признается женщина.

— Навоз складировать негде. Накосить сена — тоже, да и пастбище для выпаса коров залито водой! Без резиновых сапог не пройти, трава там не ахти какая... От того и коровы приходят домой голодными, — делится проблемами Валентина Сухая. — И неудивительно: это пастбище нужно регулярно перезалужать, удобрять. А не положено: место возле речки, где сейчас пасутся наши буренки, считается природоохранной зоной. Да и теленка навязать негде — раньше хоть за домом можно было, а теперь все запахали. И даже стога сена, и те поставить негде! Разве на двух сотках земли, что возле дома, их уместишь? А поставили через дорогу, на краю колхозного поля... Тоже не годится: убирайте, так требует председатель.

Версия вторая.
За «премиальными» — в хозяйство
Председатель Пуховичского сельисполкома, на территории которого располагается Затитова Слобода, Галина Мирчук списывает земельную волокиту на ошибку при оформлении документов.

— До 2003 года эти земли были в пользовании сельисполкомов, однако многие сельчане от них уже отказались, остались несколько человек, кто по-прежнему их использовал, но не оформил должным образом в свое владение, — объясняет ситуацию Галина Андреевна. — Вот и получилось, что после передачи этих земель местному хозяйству появились как бы два хозяина. А как оформлялись эти документы, я не знаю: в должности председателя сельисполкома всего три года. Жалобу по поводу недовольства пастбищем я слышу впервые. Видно, весенние дожди «напортачили»? К тому же территорию для выпаса коров выделяет ГП «Пуховичское», и я не вправе распоряжаться сельхозугодьями.

Что касается закупа молока, то председатель сельисполкома и тут разводит руками: дескать, предприятие занимается вопросами натуроплаты.

— Это в былые времена колхозы давали «проценты» в виде сена за прополку свеклы. Теперь химобработка применяется, — добавляет Галина Мирчук.

Сельский Совет может только выделить жителям земельные участки площадью до гектара. Хотя их никто и брать не хочет, ведь обрабатывать-то нечем. К сожалению, комхоза при Пуховичском сельисполкоме нет. Кроме того, в штате местного органа власти сегодня числятся 4 человека. Это на 31 деревню!

— Чем можем, подсобляем сельчанам, которые занимаются личным хозяйством: недавно в Пуховичах реализовывали и в Затитову Слободу привозили продавать хороший семенной картофель, — приводит свои доводы Галина Андреевна. — Да и в магазине постоянно приличный ассортимент семян и удобрений для обработки земли. Привозят и по заявкам.

— К Андреевне у нас претензий нет, — вступается за председателя сельисполкома Ольга Дубовик. — Сколько раз обращались, всегда идет навстречу. Была бы земля сельсоветская, проблемы бы не возникло. А вот с руководством местного хозяйства общий язык никак не найдем!

Версия третья.
Кто сдает, тот и получает
— Начнем с того, что для пастбища сельским Советом выделено 30 гектаров земли. И этого, поверьте, для восьми коров предостаточно. А что до претензий по участкам, которые я будто отобрал... Так все ж по закону! — пытается расставить точки над «і» директор ГП «Пуховичское» Сергей Шитько.

— Семье Сухих было еще в 2008 году сказано, что участок, которым они, между прочим, пользовались незаконно, будет изъят. Не выделю же я им в общем массиве (это — более 90 гектаров) земельный надел? Предупредил письмом за подписью главного землеустроителя района, что готов компенсировать всю органику, которую они внесли. Еще в 2003 году эти земли сельский Совет передал местному хозяйству. Но ведь не моя же вина, что людям не предоставили взамен прежних участков новые, в другом месте!

По поводу закупа молока Сергей Шитько тоже особых препятствий не видит: кто сдает, тот исправно получает деньги. Только вот почему-то в Затитовой Слободе молокосдатчик официально... только один.

— А договора заключаю с теми, кто сдает телят. Деньги выплачиваю в течение недели. Колдоговор распространяется на работающих в хозяйстве, — уточняет директор ГП «Пуховичское». — По вопросу же доставки сена ко мне ни один человек не обратился. А за «просто так» корма давать — увольте! Лишь своим работникам выделяю бесплатно по два рулона, ведь им же некогда сено заготавливать — каждый горячий день с шести утра и до десяти вечера в поле. А вот над системой поощрения за жирность молока согласен с людьми подумать! Честно признаться, в хозяйстве сейчас трудновато: не хватает специалистов, приходится работать и за главного агронома, и за ветврача... Может, и не всегда успеваю решать вопросы местных жителей. Но этот, с поддержкой подворий, — нужно довести до ума!

Вместо резюме
А для этого нужно, в общем-то, немного: сообща разбираться в накопившихся проблемах! И наконец-то услышать друг друга. Ведь если перекладывать ответственность и дальше, решение не придет само по себе! Сельисполком должен работать в контакте или, если хотите, в тандеме с местными хозяйствами. На благо сельскому жителю.

Поэтому все острые сигналы с мест будем внимательно проверены, заверила «БН» Валентина ФАНДО, заместитель начальника управления контроля за работой АПК, лесохозяйственного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля по Минской области, а обращение жителей Затитовой Слободы взято на контроль.

Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter