Три века и одна судьба

Коронованные  особы, видные  политические деятели  и  знаменитости  мирового  масштаба бывали  на  Брестском  вокзале

Коронованные  особы, видные  политические деятели  и  знаменитости  мирового  масштаба бывали  на  Брестском  вокзале

«28 мая 1886 года после молебствия, сего числа с 2-х часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции». Телеграмма с таким содержанием была отправлена в позапрошлом веке из Жабинки в адрес правления Московско-Брестской железной дороги. Благодаря сохранившемуся в архивах телеграфному тексту у Брестского железнодорожного вокзала есть свой конкретный день рождения. Сегодня он отмечает свое 120-летие. 

Строительству в Бресте мощного железнодорожного узла и пассажирского вокзала, равного которому на просторах Российской империи не было, предшествовали события, кардинально изменившие коммуникационные системы огромной страны. Поражение в Крымской войне, во время которой Россия не смогла перебросить свои войска на помощь осажденному Севастополю, показало, что железные дороги в противостоянии с внешними противниками могут стать мощным оружием. В европейской части империи начинается их активное строительство. 

В 1864 году  варшавскому банкиру Леопольду Кроненбергу была выдана концессия на постройку железной дороги от предместья Варшавы Прага до реки Буг. Через пять лет открывается движение поездов на участке Тересполь—Брест, связывающем город над Бугом со столицей Польши. В Бресте появился первый вокзал, который был расположен на территории нынешнего завода газовой аппаратуры. В это время уже подходит к завершению строительство железнодорожной ветки между Москвой и Смоленском. А в мае 1870 года тысячи рабочих на нескольких участках начали строительство стальной магистрали, которая всего лишь через 18 месяцев связала Смоленск и Брест. 16 ноября 1871 года в 11 часов после благодарственного молебна и окропления святой водой из Минска одновременно отправились два пассажирских поезда: один – в Москву, другой – в Брест-Литовск. Расстояние от столицы империи до ее западной границы тогдашние поезда проходили со скоростью 45 километров в час за 79 часов 30 минут. Уже через два года Брест становится местом пересечения нескольких железнодорожных направлений, связавших Россию с Западной Европой, Украину — с Восточной Пруссией и портами Балтики. 

В августе 1879 года на первом Брестском вокзале побывал император Александр II. Царь приехал сюда на экстренном поезде № 2 глубокой ночью. В целях предосторожности впереди него шел с опережением на час поезд № 1. По пути следования у полотна были расставлены благонадежные крестьяне, которые следили за тем, чтобы на рельсах не появились посторонние предметы. Александр II произвел смотр войск в Брестской крепости и утром уехал в Одессу. 

А вот его преемник император Александр III через семь лет задержался в Бресте гораздо дольше. Посещение царствующей особой города вылилось в событие европейского масштаба именно благодаря появлению здесь нового вокзала. Необходимость его строительства была вызвана тем, что до этого каждое железнодорожное направление в Бресте имело свою станцию, что создавало определенные неудобства в организации и осуществлении грузовых и пассажирских перевозок. В 1882 году Общество Московской железной дороги представило Министерству путей сообщения проект устройства центральной станции в Брест-Литовске. После долгих согласований проект был утвержден лишь в 1884 году. Для его осуществления обществу был выдан государственный кредит свыше полутора миллионов рублей, который по тем временам представлял баснословную сумму. При этом на строительство вокзала предполагалось потратить чуть больше двухсот тысяч рублей, остальные деньги пошли на обустройство всего комплекса Брестской центральной станции. 

Имеется несколько фотографий  вокзала конца ХIХ — начала ХХ века, которые позволяют судить о том, что за 120 лет своего существования он сохранил отдельные основные черты архитектоники. 

Брестский вокзал производил большое впечатление на современников и, как тогда писали, «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». 

Двадцатый век оказался для него еще более щедрым на посещение людьми, чьи имена навсегда вошли в мировую историю. В 1900 году по его перрону прохаживался Владимир Ульянов (Ленин), ехавший в Западную Европу для организации выпуска газеты «Искра». В 1918 году здесь бывал Лев Троцкий, возглавлявший советскую делегацию при подписании Брестского мира с немцами. Летом 1945-го тут останавливался поезд Иосифа Сталина, следовавший в Потсдам. По воспоминаниям работников железной дороги и госбезопасности, вокзал тогда был оцеплен, а на идущего по перрону вождя даже запрещалось смотреть из окон. Обедали на вокзале в свое время не раз Брежнев и Хрущев, видные государственные деятели многих стран мира. В конце минувшего века здесь стоял поезд Ким Ир Сена, на исходе жизни решившего совершить по рельсам путешествие по Евро-Азиатскому континенту. 

За этими именами стояли целые эпохи, социально-политические  реалии которых так или иначе отражались на жизни вокзала. При царском режиме, например, в качестве железнодорожных служащих и квалифицированных рабочих запрещено было принимать на работу евреев. В годы панской Польши эти ограничения затронули и местных белорусов. А после прихода в Западную Белоруссию советской власти многие безвинные чиновники и рабочие вокзала были сосланы в Сибирь как прислужники Пилсудского. 

Яркой страницей в истории вокзала стала его оборона в первые дни Великой Отечественной войны. Среди пассажиров, оказавшихся здесь в ночь на 22 июня, были командированные связисты 74-го авиационного полка, военнослужащие 291-го отдельного зенитного дивизиона, летчики Борисовского летного училища, красноармейцы других частей. Вместе с сотрудниками транспортной милиции и работниками вокзала они оказали сопротивление наступающим немцам. Укрывшись в подвалах вокзала, держали там оборону восемь дней и ночей. Многие погибли при попытке прорваться сквозь кольцо окружения. Оставшиеся чудом в живых оставили воспоминания о тех трагических днях, но до сих пор целостная картина обороны  Брестского вокзала не восстановлена. Неизвестны и многие имена ее героев. Их поиском сегодня заняты внештатные, то есть добровольные, сотрудники Музея истории Брестского вокзала, работой которого руководит человек, посвятивший ему свою жизнь. Савва Тихонович Шпудейко вот уже около сорока лет возглавляет профсоюзную организацию вокзала. Можно сказать, что ни одно событие в жизни коллектива за это время не обходилось без его инициативы и участия. Спорт и художественная самодеятельность, туристический отдых и ветеранское движение, работа с молодежью и трудовое соревнование – в этих и других сферах жизнедеятельности большого коллектива он всегда был душой любых начинаний. Но самый его весомый личный вклад — создание исторического музея вокзала, где собраны уникальные документы и материалы двух минувших веков. Кропотливая научно-исследовательская работа Саввы Тихоновича привела его в соавторстве со старейшим белорусским журналистом из Минска Игорем Муфелем к написанию накануне 120-летия Брестского вокзала документально-исторической книги о нем, которая была издана в нашей столице в конце минувшего года. 

В 1993 году количество проезжающих здесь пассажиров увеличилось по сравнению с 1991 годом на четыре с лишним миллиона и превысило одиннадцать миллионов. В такой напряженной обстановке только благодаря терпению и профессионализму работников среднего звена вокзал продолжал успешно работать. В соревновании, посвященном 125-летию Белорусской железной дороги (1995 год), Брестский вокзал занял первое место и награжден премией и дипломом. В те трудные годы с наилучшей стороны проявили себя дежурные по вокзалу Л.А. Жук, Г.А. Кузавка, Л.С. Парфенюк, С.А. Яхимович, главный инженер В.П. Швадронов, заведующая билетными кассами А.Н. Николаюк. Торжественно и впечатляюще отпраздновал Брестский вокзал свой юбилей в 1996 году, когда было отмечено, что он является в Беларуси образцово-показательным как по своему внешнему виду, так и по трудовым показателям. Лучшим в республике признавался Брестский вокзал по итогам соревнования на Белорусской железной дороге  в 1997-м, 1998-м и 1999 годах. К этому времени здесь были завершены ремонтные работы в отдельных залах, закончена реконструкция фасада и шпиля, которая велась с учетом того, что здание представляет собой в целом архитектурно-исторический памятник. Менялась и организация работы различных вокзальных служб, которые по примеру российских и польских соседей стали внедрять современные автоматизированные элементы обслуживания пассажиров. В начале этого века здесь по инициативе нынешнего начальника Брестского вокзала Алексея Михайловича Кокотова был открыт конференц-зал Белорусской железной дороги. В мае 2004 года в нем прошла первая международная конференция «На стыке дорог — на стыке тысячелетий», в работе которой приняли участие руководители железнодорожных ведомств СНГ. Она положила начало традиционным совещаниям такого формата, в ходе которых в Бресте прорабатываются вопросы взаимодействия транспортных систем разных стран, направленные на повышение транзитно-скоростных возможностей железной дороги. В свете этих перспектив в недалеком будущем, как утверждает руководство Брестского отделения Белорусской железной дороги, вокзал ожидает очередная значительная реконструкция. А это значит, что визитная карточка Бреста станет еще краше и привлекательнее. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter