Три в одной

О визовой политике

Беларуси, Казахстану и России нужно задуматься о создании единого визового пространства по примеру Шенгенской зоны. Так считает председатель Государственного пограничного комитета Игорь Рачковский. Так он сказал депутатам, членам Комиссии по международным делам Палаты представителей.


Генерал Рачковский, передает корреспондент БЕЛТА, считает, что в настоящее время в Беларуси и России сложилась парадоксальная ситуация: «У нас Союзное государство, но у каждой страны свой порядок пребывания иностранных граждан». И добавил, что из–за этого зачастую возникают «не конфликты, но некоторые недоразумения». Например, граждане Грузии законно приезжают в Беларусь, садятся в поезд и едут в Россию, а там уже находятся незаконно. В свою очередь, в России действует безвизовый режим для определенной категории граждан (так называемые неграждане) Литвы и Латвии, а по прибытии в Беларусь их задерживают как нарушителей визового режима и налагают административную ответственность.


Впрочем, прозвучавшее предложение кажется вполне логичным не только из соображений наведения порядка на границах. Если объединяется таможня, а в перспективе запланирована еще более тесная экономическая интеграция (Единое экономическое пространство), то введение тремя государствами некоего подобия Шенгена, универсальной визы — вполне закономерное требование времени. Инвестор, приезжающий строить завод в Беларуси, продукция которого будет свободно перемещаться по Таможенному союзу, должен иметь право на такое же свободное перемещение.


Однако, как мне рассказали в МИДе, на белорусско–российских консульских консультациях, которые проводились в тот же день, когда Игорь Рачковский выступал в Парламенте, поднятая тема не обсуждалась.


Минск и Москва несколько лет назад договорились о введении единой миграционной карты для иностранцев, въезжающих на территорию Союзного государства. Но, как видим, нюансы существуют даже при таком высоком уровне интеграции, какой имеют наши два государства. В Таможенном союзе вопросов всплывает еще больше.


Со времени обретения независимости три страны проводили, понятное дело, независимую друг от друга визовую политику с третьими странами. В итоге шенгенская виза для россиянина стоит 35 евро, а для белоруса — 60. Россиянину не нужна израильская виза, а белорусам по–прежнему приходится обращаться в посольство, чтобы прикоснуться к святым местам. А инициатива «Восточное партнерство», в которое не входят ни Россия, ни Казахстан, в перспективе обещает Беларуси безвизовый режим с Евросоюзом.


В общем, заявление главы Госпогранкомитета — это серьезная инициатива, над которой стоит поразмышлять коллегам из других ведомств, имеющих отношение к визовой политике, а также экспертам России и Казахстана. Органы Таможенного союза пока не наделены полномочиями обсуждать такие вопросы, ведь это уже больше чем просто экономическая интеграция. Нужно тщательно взвесить все «за» и «против». Кстати, маленький нюанс: с момента подписания соглашения в Люксембурге в местечке Шенген до его вступления в силу прошло ровно 10 лет...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter