Три в одном, или о том, как объединились мясокомбинат, комбикормовый завод и хозяйство и что из этого получилось

Под одной крышей жить выгоднее С Борисом Наумовичем Комиссарчиком мы встретились в последний день его работы в должности генерального директора ОАО “АФПК “Жлобинский мясокомбинат”

— Предложили ответственную должность  в  Гомельском   облисполкоме, — сообщил он. — Немного жалко расставаться с предприятием, четыре года отдал ему.
Эти четыре года стали для комбината периодом возмужания. В 2003-м предприятие было не в лучшей форме. И когда сюда пришел новый руководитель, к тому же кандидат экономических наук, то сразу понял: многое придется менять. Инициативу поддержали в райисполкоме, области. Так появилось ОАО “Аграрно-финансово-промышленная компания “Жлобинский мясокомбинат”.
Кроме мясокомбината в нее вошли местные комбикормовый завод и хозяйство, имевшее комплекс по откорму крупного рогатого скота. И завод, и хозяйство на тот момент влачили жалкое существование. Мясокомбинату пришлось уплатить за них миллиардные долги. Но это того стоило. С предприятий, объединенных под одной крышей, стали взимать меньше налогов. Цепочка — от выращивания скота до выпуска готовой мясной продукции — позволяла удешевить эту продукцию, сделать ее конкурентоспособной на потребительском рынке. Пошли продажи, исчезли складские запасы. Предприятие заработало в новом, эффективном режиме, появилась долгожданная прибыль.
И качественно, и недорого
Дальше предстояло поработать над качеством. На устаревшем оборудовании этого не добьешься. Решили: если покупать, то самое-самое. Теперь те, кто знал мясокомбинат прежним, его не узнают. Предприятие преобразилось буквально во всем. К примеру, на итальянской линии здесь выпускают пельмени, которые по качеству едва ли не самые лучшие из тех, что продаются в магазинах. Основа у них — натуральное мясо. Благодаря особой технологии приготовления теста они не развариваются, не “разлазятся” при варке. Да и выглядят аппетитно. Оттого и востребованы покупателем.
Впрочем, пельмени — это всего лишь один из более чем 500 видов продукции, которые выпускает мясокомбинат. Каждое из этих изделий по-своему неповторимо.
Сто процентов продукции — на белорусский рынок
— То ли еще будет, — улыбается Борис Комиссарчик. — Мы строим принципиально новый для Беларуси цех по выработке быстрозамороженных мясных готовых блюд и полуфабрикатов.
один такой цех в республике уже имеется. В “Инкофуде”, который входит в свободную экономическую зону “Брест”. По условиям СЭЗ 90 процентов своей продукции предприятие продает за рубеж. В отличие от него Жлобинский мясокомбинат будет поставлять все 100 процентов продукции на белорусский рынок.
Тепло — вторичное, польза — первичная
Параллельно с оснащением производства новейшим технологическим оборудованием ведется реконструкция старых, но еще вполне пригодных производственных мощностей. В частности, холодильника, рассчитанного на хранение 4 тысяч тонн мясной продукции. Теперь такой не нужен. Это во времена Советского Союза комбинат эшелонами гнал мясные деликатесы в Москву и Ленинград. Сегодня, как говорил вождь мирового пролетариата, лучше меньше, да лучше. После реконструкции холодильник станет потреблять энергоресурсов на 20 процентов меньше. А ведь затраты на энергоресурсы формируют цену на продукцию.
Программа энергосбережения на предприятии воплощается в конкретные, зримые дела. Здесь, к примеру, решили законсервировать или использовать в минимальном режиме собственную котельную. Носители же станут получать из так называемого вторичного тепла, которое за ненадобностью на соседнем БМЗ просто утилизируют. Специалисты подсчитали, что это тоже даст экономию.
— Главное для мясокомбината — соотношение цены и качества, — говорит Борис Комиссарчик. — На этом и строятся все расчеты.
Изделия Жлобинского мясокомбината сегодня можно приобрести не только в Гомельской области. В розничной сети их продают на Могилевщине и Витебщине, в других регионах страны. Фирменные магазины и отделы в торговых точках открыты в Минске, областных центрах и крупных городах. Продавцы фирменных магазинов интересуются у покупателей, какие изделия им особенно нравятся. На мясокомбинате эти сведения обобщают и учитывают в дальнейшей работе.
Как угодить покупателю
— Покупатель сегодня особенно требователен, — говорит заместитель генерального директора по производству Людмила Клевенец. — Поэтому нам, производителям мясопродуктов, необходимо совершенствовать свое мастерство.
Определенным достижением в производстве продукции, показателем соответствия ее высоким требованиям стало получение международного сертификата качества ИСО 9000. Теперь на заводе собираются заполучить еще и НАССР — сертификат анализа критических рисков. С этими документами станет доступным и зарубежный потребительский рынок.
Кстати, недавно на мясокомбинате побывали специалисты по вопросам гигиены питания и производства мясных продуктов из России — они тестируют все белорусские мясокомбинаты. По словам Бориса Комиссарчика, больших замечаний в адрес Жлобинского мясокомбината они не высказали. Прорабатывается вопрос о поставках жлобинских мясных изделий на рынки Российской Федерации.
Эксперимент себя оправдал
Время показало, что создание аграрно-финансово-промышленной компании оправдало себя. В ее составе успешно работают не только мясокомбинат, но также комбикормовый завод и хозяйство. Завод вырабатывает комбикормов в 1,5 раза больше, чем прежде. А хозяйство по итогам прошлого года награждено переходящим Красным знаменем райисполкома.
Что же касается самого мясокомбината, то прогнозные показатели пяти месяцев текущего года он выполнил на 112 процентов, за май — на 115 процентов. Здесь считают, что резервы АФПК далеко не исчерпаны. Мясокомбинат мог бы достигнуть большего, если бы в состав компании вошли еще два хозяйства с комплексами по откорму КРС и свиней. Тогда удалось бы еще больше удешевить продукцию, а следовательно, повысить ее конкурентоспособность. Но на это нужно согласие властей. Возможно, они с пониманием отнесутся к такой постановке вопроса.
— А главное, что в результате этих реформ коллективы мясокомбината, комбикормового завода, хозяйства преобразились, — замечает Борис Наумович. — Люди стали беречь производство, считают его своим, кровным, дающим им надежду, словно остров в океане, и уверенность в жизни...
Реформы будут продолжены
Конечно, остаются и проблемы, хотя их уже не столько, сколько было четыре года назад. Новому генеральному директору, который сменит Бориса Комиссарчика, предстоит продолжить начатые реформы. Наверняка будет нелегко, ведь все новое, как известно, рождается в муках. Но о возврате к прежней, “дореформенной” жизни на предприятии уже никто не думает. Только вперед и ни шагу назад!
В этом месяце мясокомбинату исполняется 30 лет. Пора зрелости. И новых заманчивых перспектив.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter