Три в одном

Президент находится с рабочим визитом в Москве...

Президент находится с рабочим визитом в Москве. Сегодня в графике — встречи с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. После недавнего телефонного разговора глав государств пресс–службы сообщали, что основным вопросом переговоров станет обсуждение формирования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и перспективы создания Единого экономического пространства трех стран. Вице–премьерам было поручено подготовить различные компромиссные варианты решения проблем, сдерживающих эти проекты.


Позиция белорусской стороны абсолютно внятная. Ее суть на днях четко изложил заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко. «Беларусь готова подписать Таможенный кодекс. Но без изъятий», — заявил он во время недавнего белорусско–польского экономического форума «Добрососедство». Напомнив, что 28 мая на заседании высшего органа Таможенного союза в Санкт–Петербурге, на котором отсутствовал Премьер–министр Беларуси Сергей Сидорский, Россия и Казахстан подписали Таможенный кодекс. «Этот Таможенный кодекс — с изъятиями и говорить, что после этого страны куда–то далеко продвинулись, — абсурдно», — считает А.Евдоченко.


Между сторонами по–прежнему существуют разногласия в вопросе взимания вывозных таможенных пошлин. Даже в Таможенном союзе уже после 1 июля Российская Федерация допускает наличие пошлин во взаимной торговле трех стран, увязывая решение этой проблемы с формированием Единого экономического пространства. То есть — с созданием экономического союза. Но даже на этом интеграционном этапе Россия не видит возможности для решения вопросов по нефти, нефтепродуктам, газу и ряду других сырьевых ресурсов. По мнению замминистра, Россия просто изымает энергорынок из интеграции что в Таможенном союзе, что в ЕЭП. Ранее Беларусь, Россия и Казахстан смогли договориться по импортному тарифу, по схеме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. «Цена этого вопроса — 23 миллиарда долларов, — подсчитал А.Евдоченко. — А цена вопроса по вывозным пошлинам гораздо меньше — максимум 3 — 5 миллиардов. Поэтому нам совершенно непонятна позиция наших партнеров по Таможенному союзу. Когда мы смогли договориться по 23 миллиардам, мы не можем договориться по трем».


Замглавы МИДа напомнил: четкая и последовательная позиция Беларуси в этом вопросе связана прежде всего с тем, что для субъектов хозяйствования трех государств должны существовать равные условия для работы и равный доступ к сырьевым ресурсам.


Позиция белорусской стороны в интеграционных процессах известна. Мы не просто их убежденные сторонники, но и авторы многих ключевых инициатив. В необходимости создания Таможенного союза сомнений нет. Но наличие изъятий выхолащивает суть проекта. Ведь изначально заявлялось о том, что союз будет состоять из территорий трех государств. А не из трех таможенных территорий с внутренними границами и таможнями. В противном случает вопрос о том, что принципиально нового несет в себе это образование, остается открытым. Только название?


Прямая речь


Андрей Евдоченко, заместитель министра иностранных дел:


— Заведомо неконкурентные условия для белорусских компаний создавать не будем. И никогда на такую интеграцию не пойдем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter