Три Спаса

Медовый, яблочный и ореховый отмечаются в августе. В языческой религии Спасом называли божество, которое воплощало в себе дух урожая и возглавляло целый пантеон духов поля, леса, луга и т. д. Позднее, по воле христианства, слово «Спас» стало соотноситься с образом Иисуса Христа.

Первый Спас традиционно празднуется 14 августа. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено церковью в честь побед, одержанных двумя христианскими армиями в разных битвах: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. В Русской Православной Церкви празднование первого Спаса также связано с воспоминанием о Крещении Руси в августе 988 года.

С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов: «Первый Спас — первый сев», говорили наши предки и традиционно приносили в церковь посевные семена, а поля перед севом окропляли святой водой священники.

Яблочный Спас отмечается 19 августа. В этот день Православная Церковь празднует один из двенадцати наиважнейших христианских праздников — Преображение Господне. С этим днем связан древний обычай — благословлять плоды нового урожая. На Спас во многих местах освященные в церкви яблоки несли на кладбище, где каждому родичу клали на могилу по одному плоду. «Спас» объясняли и по созвучию с глаголом «спать». Утверждали, что земля в этот день спит, что тревожить ее сон, а потому и работать — нельзя. Ночи с этого дня становятся холодней, начинается отлет аистов. Если аисты собирались на юг за неделю перед Спасом, это означало, что раньше придет зима, и она будет морозной, а весна — теплой; если после Спаса — осень окажется теплой, зима поздней, весна холодной.

И, наконец, 29 августа православные верующие празднуют перенесение Нерукотворного образа Спаса нашего Иисуса Христа из Едессы в Царьград. В деревенском быту этот праздник причудливо соединился с древней народной традицией проводить в это время торги полотнами, таким образом, третий Спас получил название Спас на полотне. Он означал также окончание жатвы и озимого сева. Отсюда еще одно название — хлебный Спас. В этот день пекли пироги из нового хлеба: третий Спас — хлеба припас. Бытовали приметы: ласточки отлетают в три раза, в три Спаса, если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

Эти три праздника связывает Успенский пост, который проходит с 14 по 28 августа. Это последний из многодневных постов в году. Самый короткий из всех постов, он длится всего две недели: начинается янтарным медовым Спасом, центр его — Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери. Он не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу церковный устав предписывает «сухоядение», во вторник и четверг — вареную пищу, но без масла. Запрещается употреблять все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. Рыба разрешается только в день двунадесятого праздника Преображения Господня 19 августа. По церковному уставу, растительное масло полагается в субботы, воскресенья, а также в праздничные дни. Несмотря на строгость, Успенский пост издавна считался самым приятным и легким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Успенский пост — единственный, посвященный Богородице.

Церковь особо подчеркивает, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты. Это в первую очередь воздержание ради Христа, как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

Подготовила Лариса ЖИЛУДЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter