Пьесу Антона Чехова "Три сестры" активно ставят даже самые радикальные режиссеры

«Три сестры» и братья по разуму

Молва гласит, что под впечатлением от пьесы Чехова «Три сестры» шведский режиссер Ингмар Бергман написал сценарий и снял одну из своих самых безысходных картин «Шепоты и крики». «Так и стоят перед глазами эти красные комнаты, рыжие волосы Лив Ульман», — вздыхает мой армейский друг, известный в узких кругах бергмановед Викентий Вератила. Пьеса с великой, иначе и не скажешь, сценической историей, к которой обращались Лоуренс Оливье, Товстоногов, Ефремов, Любимов и другие режиссеры, и сегодня живет активной сценической жизнью. В преддверии минской премьеры «Трех сестер» в Новом драматическом театре, в предчувствии наверняка «саундраматической» (куда же без яростной меди труб!) мартовской версии Владимира Панкова в Большом драматическом театре им. Товстоногова посмотрим, как ставят «Три сестры» сегодня.

Андрей Кончаловский в своей версии в театре им. Моссовета пошел традиционным путем. Его «Три сестры» поэтичны, лиричны и консервативны. Александр Филиппенко в роли Чебутыкина деловито листает газету, ворчит, как и положено, в нужных местах. Радовали глаз красавицы Юлия Высоцкая и Наталья Вдовина. Не разочаровывал поклонников Павел Деревянко. Совсем другим путем идут современные режиссеры среднего поколения Андрий Жолдак в спектакле «По ту сторону занавеса» в Александринском театре и Юрий Бутусов в театре им. Ленсовета.

Фото Юлии КУДРЯШОВОЙ.

Жолдак — режиссер с безудержной, буйной фантазией, любой материал для него лишь основа для создания плотных сюрреалистических многослойных «снов». В номинированном на «Золотую маску» спектакле «По ту сторону занавеса», который идет больше четырех часов, действие происходит в фантастическом будущем. Героинь буквально переместили на одну из планет в 4105 год и загрузили мозг чеховской пьесы заново. Маша, Ирина и Ольга появляются из ниоткуда, мечутся по сцене, но постепенно признают свое родство. Обрывки фраз прочно засели в мозгу. «Тут — помню, тут — не помню», — могли бы повторить они вслед за героем Евгения Леонова. Зритель в футуристическом спектакле Жолдака сидит на сцене — перед ним как на ладони зал императорского Александринского театра. На пустой партер периодически пускают видеопроекцию с качающимися деревьями или волнами, чувствуешь себя в такие мгновения абсолютно оторванным от реальности. Вершинин в ярко эксцентрическом исполнении народного артиста России Игоря Волкова прибывает к сестрам на космическом корабле. «Москва» тут далекая станция, где, наверное, жизнь весела и прекрасна. Дом сестер Прозоровых, в котором установлена видеокамера, временами напоминает «Дом–2» — трансляция идет тут же перед зрителем на большом экране. От того, что зрительных рядов всего четыре, возникает доверительная атмосфера, чувствуешь себя вдвойне неуютно, как будто присутствуешь при чужом семейном скандале. Жолдак тут до конца Жолдак: даже на аплодисментах актеры выходят к зрителям спиной и кланяются их отражению в спустившемся откуда–то сверху огромном зеркале. Актеры Виталий Коваленко, Игорь Волков, Елена Вожакина, Семен Сытник, Иван Ефремов наполняют футуристическое пространство своей вполне земной человеческой энергией. Она, эта энергия, «смягчает» боль от режиссерского удара.

«Три сестры» Юрия Бутусова в Санкт–Петербургском государственном академическом театре им. Ленсовета не уступают постановке Жолдака в хронометраже, длится он тоже более четырех часов. И все это время не устаешь рассматривать стройный постмодернистский пазл, сложенный режиссером. Как дочери военного сестры Прозоровы здесь лихо управляются с оружием и даже на фотографиях позируют с ним. Ирина (Лаура Пицхелаури) для выражения своего любовного настроения обращается к песне «Руки» в исполнении Клавдии Шульженко. Сгорбленный Чебутыкин бродит с накладной бородой, постоянно кряхтит, намеренно утрированно играет старика актер Роман Кочержевский. Вершинин у Олега Андреева тут широк и витален. Фирменная горькая клоунада Бутусова прорастает в спектакле через его игру. Кажется, именно Олегу Андрееву доводится в «Трех сестрах» больше всего бегать, особенно ближе к финалу. Запоминается острая Наташа Анны Ковальчук, обреченная нездешность Ольги Анны Алексахиной. Бытовая воронка событий засасывает героев. Это чувствуешь еще отчетливее, когда они несколько раз на протяжении всего спектакля повторяют один и тот же текст.

В финале мужчины–герои с какой–то торопливой радостью закладывают сестер кирпичной стеной, чтобы, наверное, избавиться от них и от их болтовни. Но, как показывают последние театральные новости, нет такой стены, которую чеховские героини не смогли бы преодолеть.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter