Ректор БНТУ — о завтрашнем дне высшей технической школы

Три ноль в пользу инженера

НЕДАВНО в Белорусском национальном техническом университете состоялся IX Форум союзных программ — форум вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства, где была рассмотрена стратегия совершенствования инженерного образования. Что делается для этого в контексте белорусско-российского сотрудничества? Каким должен быть университет будущего? Об этом и многом другом корреспондент «­СОЮЗа» беседует с ректором ­БНТУ Сергеем Харитончиком.

Сергей Харитончик: Наше будущее связано с цифровизацией образования.
Фото предоставлено БНТУ

— Сергей Васильевич, давайте напомним, о чем шла речь на форуме?

— О том, что инженерное образование — один из ключевых элементов развития современной экономики. В этом направлении необходимо продолжить активную работу, вкладывать силы и средства именно в эту сферу, в то, что стимулирует прогресс. Работа форума была организована по пяти основным секциям, на которых ученые, молодые специалисты, государственные деятели, эксперты самого высокого уровня представили более 100 докладов и проектов. 

— ­БНТУ девять лет назад был в числе инициаторов проведения таких форумов. Каковы их основные результаты?

— Хотелось бы отметить, что наша с российскими коллегами инициатива стала возможной в результате всесторонней поддержки Постоянного Комитета Союзного государства и Госсекретаря Г. А. Рапоты, который участвовал в работе всех форумов. Во многом благодаря этому их темы всегда актуальны, а решения — востребованы. Так, шестой форум рассматривал проблему энергетической безопасности, в том числе вопросы подготовки кадров для ядерной энергетики, что было вызвано строительством Белорусской АЭС. Седьмой был посвящен формированию университета новой формации — «Университет 3.0», где образование, наука и инновационное предпринимательство тесно переплетены между собой. Главная тема восьмого форума — «Цифровой университет». По результатам форумов разработаны пакеты предложений и проектов в актуальных сферах сотрудничества, в том числе для реализации в рамках программ Союзного государства. 

— А как эти встречи сказались на межвузовском сотрудничестве?

— Повысились возможности обмена опытом, увеличились академические обмены, расширилось взаимодействие вузов по подготовке кадров. Например, сотрудничество с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р. Е. Алексеева направлено на подготовку специалистов для атомной энергетики Беларуси. Налажен регулярный обмен студенческими группами, научными и преподавательскими кадрами. Это способствовало тому, что недавно в ­БНТУ открылись новые специальности — по проектированию и эксплуатации АЭС, а также электротранспорта. Аналогично организован широкий научный обмен с рядом технических вузов Ижевска, Москвы, Томска, Санкт-Петербурга.

— Каким вам видится технический университет будущего?

— Развитие университета я вижу в первую очередь в практико-ориентированной подготовке и поиске новых форматов и видов образовательной работы, в ее эффективном сопряжении с научно-инновационной и предпринимательской деятельностью. Используя накопленный опыт по реализации концепции «Университет 3.0», мы будем и дальше создавать условия для дальнейшего развития вуза, чтобы он не только выполнял образовательные, научные и предпринимательские задачи, но и служил своего рода центром для развития предприятий, общественных организаций региона. При этом предполагается активное внедрение современных информационных технологий в образовательную и социальную жизнь университета.

— Однако IT-технологии не заменят традиционные машины для перевозки грузов и людей, обработки почвы… 

— На мой взгляд, человек еще долго будет управлять роботами, отрабатывая и корректируя сценарии их работы и взаимодействия. Поэтому главная задача нашего университета — подготовка грамотного специалиста инженерного профиля — останется актуальной на многие годы. Это вовсе не означает, что мы готовим инженеров в отрыве от IT-технологий. Но при этом будем развивать навыки применения прикладного инженерного программного обеспечения на основе изучения традиционных учебных инженерных дисциплин — высшей математики, физики, сопротивления материалов, теоретической и строительной механики и т.д.

— 10 декабря ­БНТУ исполнилось 100 лет. Какой путь вуз прошел за эти годы?

— История ­БНТУ началась с создания в 1920 году Белорусского государственного политехникума, первоначально он насчитывал пять факультетов, первый набор состоял из 305 студентов. Сегодня в экосистеме вуза обучается около 35 тысяч юношей и девушек. В его структуре 16 факультетов, 9 колледжей, лицей, филиал в Солигорске, научно-исследовательский политехнический институт, научно-технологический парк и опытный завод, санаторий-профилакторий, передовая научная библиотека, единственный в своем роде Институт Конфуция по науке и технике и многие другие учебные и хозяйственные подразделения. Наше будущее неразрывно связано с цифровизацией образования, обновлением материально-технической базы для подготовки специалистов в области нанотехнологий, робототехники, беспилотного и электрического транспорта. За последнее десятилетие в ­БНТУ открылось более 50 новых специальностей — и это с соблюдением преемственности поколений и сохранением ключевых традиций вуза. 

— ­БНТУ дал путевку в жизнь многим выдающимся ученым и специалистам, в частности Жоресу Алферову…

— Жорес Иванович — гордость нашего университета. Уже став нобелевским лауреатом, он поддерживал с ­БНТУ дружеские и творческие отношения, рассказывал студентам, чем живет и дышит мировая наука. Ему принадлежит идея создания на энергофаке лаборатории техники высоких напряжений, где студенты занимаются разработкой полезных для реальной экономики технологий. Учились у нас и многие другие известные ученые, предприниматели, государственные деятели, руководители крупных промышленных предприятий Беларуси, стран СНГ и всего мира. 

— Сергей Васильевич, а какую роль ­БНТУ играет в вашей судьбе? 

— Когда я поступал в университет, то не мог и подумать, что придется стать его ректором. Повезло учиться у высочайших профессионалов своего дела — это и профессор Владимир Петрович Бойков, и классик тракторной науки Валерий Владимирович Гуськов. Впоследствии работал с Михаилом Степановичем Высоцким — Героем Беларуси, легендарным главным конструктором Минского автозавода, академиком ­НАНБ, многое сделавшим для организации тесного сотрудничества ­БНТУ и МАЗа. Безусловно, каждый из них повлиял на формирование моей личности как руководителя и человека. 

КСТАТИ

В ­БНТУ подготовлено более 200 тысяч инженеров не только для Беларуси, но и десятков других стран.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter