Три минуты на возвращение к жизни

ОчередноЕ сентябрьское утро Минского районного подразделения МЧС выдалось боевым. В 11.36 дежурный «скорой помощи» сообщил: «На подотчетном вам участке — крупное ДТП. Адрес — 15-й километр шоссе Минск — Могилев, участок дороги, примыкающий к деревне Прилесье Луговослободского сельсовета. По всей видимости, есть пострадавшие». Мгновения на сборы — и машина с расчетом начальника караула ПАСЧ-4 по поселку Гатово Минского районного подразделения МЧС лейтенантом внутренней службы Александром КАЗАРИКОМ выехала на место.

У деревни Прилесье столкнулись три машины, страшным ударом в кабине зажало раненого человека. Как действовали сотрудники МЧС в нерядовой ситуации, узнавал корреспондент «БН».

ОчередноЕ сентябрьское утро Минского районного подразделения МЧС выдалось боевым. В 11.36 дежурный «скорой помощи» сообщил: «На подотчетном вам участке — крупное ДТП. Адрес — 15-й километр шоссе Минск — Могилев, участок дороги, примыкающий к деревне Прилесье Луговослободского сельсовета. По всей видимости, есть пострадавшие». Мгновения на сборы — и машина с расчетом начальника караула ПАСЧ-4 по поселку Гатово Минского районного подразделения МЧС лейтенантом внутренней службы Александром КАЗАРИКОМ выехала на место.

Уже на подъезде к месту происшествия спасатели поняли: будет трудно. Разбившиеся автомобили образовали затор, создалась пробка, которую можно было «почувствовать» уже на расстоянии двух километров от эпицентра происшествия. Вдали угадывались очертания поврежденных автомобилей — на дистанции они казались игрушками, раскиданными великаном. Машины, отчаянно сигналя, объезжали место аварии по обочине дороги.

— Но самая главная неприятность — нежелание водителей уступать путь. Несмотря на мигалку, они продолжали ехать так, будто мы спешим на гулянку, а не человеческие жизни спасать, — недоумевает 24-летний лейтенант. — Никакой солидарности! Будто самим авария никогда не грозила. Жаль, многие автолюбители требуют уважения к себе, а сами на дороге творят что хотят. В итоге «артачившиеся» водители задержали расчет, а чтобы поспеть к Прилесью, нам хватило бы и шести минут...

На месте происшествия мы увидели следующее: два грузовых автомобиля («МАЗ» и «Мерседес») и трактор «МТЗ» с прицепом, протаранив друг друга, стояли вкривь и вкось, почти полностью перегородив дорогу. Мимо по обочине, бешено сигналя, проносились ехавшие по своим делам водители. Вокруг несильно побитых машин тысячами осколков блестело стекло, валялись элементы кабин, отлетевшие внешние детали. С прицепа трактора слетел груз — бетонная конструкция. Хорошо, хоть остальные две удержались на месте. Особенно пострадало правое крыло «МАЗа»: по всей видимости, именно этот автомобиль стал причиной ДТП, ударив «Мерседес», который по инерции столкнулся с трактором.

— Мы предоставили подъехавшей милиции возможность оградить место происшествия, а сами поспешили к грузовику «Мерседес». Сразу отметил: ни пролившегося горючего, ни дыма — значит, опасности возгорания, взрыва нет. Уже хорошо. В такие моменты радуешься даже тому, что могло быть, но не случилось, — рассказывает Александр Казарик. — На месте уже работали медики, осматривавшие водителей «Мерседеса» и трактора. Но тем помощь была не нужна: перепуганные, они прохаживались мимо своего разбитого транспорта. Зато вокруг «МАЗа» работали наши коллеги: расчеты исполняющего обязанности начальника караула ПАСЧ-14 отдела по ЧС Заводского района Минска прапорщика внутренней службы Дмитрия Русальского и моего однокурсника, начальника караула ПАСЧ-3 Заводского района столицы, лейтенанта внутренней службы Анатолия Еслина.

Ребятам из соседних столичных подразделений было ближе к месту ДТП, чем расчету Казарика, поэтому, согласно плану, первыми приехали они. Но авария случилась все же на подответственной Минскому районному подразделению МЧС территории. Поэтому, по правилам, главным в этой ситуации автоматически стал Александр.

— Хотя в работе, когда нет времени на лишние разговоры, мы доверяем опыту друг друга. И первый поспевший на помощь определяет ход спасательных действий. В ситуации у Прилесья особо раздумывать времени как раз и не было: в кабине «МАЗа» оказались двое человек. Одного, получившего незначительные ушибы, почти сразу вывели наружу, а вот со вторым пришлось повозиться: без гидравлической станции «Холматро» явно не обойтись. Зажатый элементами кабины, мужчина лет 45 истекал кровью, находясь при этом в состоянии нервного и болевого шока, слабо реагируя на происходящее вокруг.

А действовать приходилось немедленно, ведь из рваных ран переломанной ноги вовсю лилась кровь.

— Кровопотеря — не единственная проблема в такой ситуации! Синдром длительного сдавливания, в ходе которого в конечности, где плохо циркулирует кровь, постепенно скапливаются токсины, очень опасен. Поэтому каждая минута на счету! Чтобы осторожно извлечь пострадавшего наружу, нужно хорошо состыковать элементы гидравлического агрегата с краями, которые будешь разжимать в разные стороны. В противном случае может получиться страшное: детали «Холматро» могут соскочить с краев кабины и ударить сидящего там человека!

Была еще одна трудность: раненый, находясь в полусознательном состоянии, не реагировал на голоса спасавших его людей в форме. А операцию по его освобождению из кабины нужно было проделать не только быстро, но еще и аккуратно.

— Русальский с Еслиным все сделали правильно: элементы станции состыкованы прочно, надежно. И после включения режима расширения «Холматро» раздвинула края кабины в разные стороны, — вспоминает Казарик. — Мужчину с кровоточащей ногой вынесли наружу, незамедлительно погрузили в карету «скорой помощи», после чего его с пострадавшим, но не так сильно, товарищем увезли в больницу. В итоге вся операция заняла три минуты. Дальше дело за милицией и эвакуаторами, которым предстояло разблокировать дорогу. Конечно, авария у Подлесья — не рядовой случай, все-таки разбилось три транспортных средства, сильно пострадал водитель… Но все же бывало и куда хуже. Я в спасательной службе шесть лет, повидал всякое: и из пожара людей вытаскивали, и шоферу, что между жизнью и смертью, первую помощь оказывали. При пожаре, например, у спасателей слишком много врагов: рушащиеся кровля, стены, обжигающее пламя, удушающий угарный газ, слепящий дым… Главное для нас все же, чтобы сами люди думали о своей судьбе, берегли жизнь. Чем меньше у нас работы, тем лучше всем.

Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter