Три минус один

Мы знаем, какой в нас, в селянах, в нашем государстве главный стержень… Об этом — самом главном — опытнейший крестьянский вожак не сказал. А я не спросил. Зачем? Мы оба, граждане суверенной и независимой республики, более чем отлично поняли друг друга…

ТАМ, у самого побережья Западной Двины, полыхали разноцветные купола праздничного салюта. Свое 625-летие северный белорусский город Верхнедвинск встретил, как и подобает, достойно и человечно. Думаю, огни салюта и другие звуки праздника были слышны в соседних России и Латвии. Теперь самое время определяться на ночлег. Номер у меня был забронирован не где-нибудь, а на улице Советской. В крохотном дворике частной гостиницы сразу обратил внимание на пару машин, одна из них — с латышскими номерами, другая — с российскими. Вся география приграничья…

Присутствие этих стран-соседок в Верхнедвинске  не заметить нельзя. На перекрестках дорожные указатели красноречиво свидетельствуют о явной близости сопредельных государств. Давно ли это было: захотел — поехал в латвийский Даугавпилс, русский Себеж, а наши друзья-соседи — соответственно в Верхнедвинск. Традиционно в первое воскресенье июля встречи народов трех стран у Кургана Дружбы превращались в волнующие, искренние диалоги о пережитом когда-то страшном военном лихолетье и изуверской фашистской оккупации, о взаимовыгодном сотрудничестве, просто о житье-бытье соседей, родственников. (После того как Латвия вошла в Евросоюз, граница разрезала по живому эти человеческие связи и превратила святой ритуал для патриотически настроенных латышей в форменное издевательство.)

С Россией проще. В смысле общения: захотел, как и прежде, поехал в Себеж, что в сорока километрах от Верхнедвинска. Границы никакой. Более того, у Себежского района с Верхнедвинским особые отношения — партнерские и дружеские, они во время празднования в минувшее воскресенье 625-летия города на Двине даже Соглашение подписали — на уровне руководителей районов Игоря Марковича и Леонида Курсенкова. Все солидно, перспективно. И это, конечно, дорогого стоит. Но надо было видеть восхищенные взгляды членов российской делегации, все в которой высоко оценивали достижения белорусских соседей. И прежде всего — в земледелии. Лен на верхнедвинских и миорских полях их очень впечатлил, настроение и радушие на подворьях всех без исключения представленных на празднике сельсоветов. И, конечно, белорусские продукты, которых, по признанию главы администрации Себежского района Леонида Курсенкова, много и на прилавках российских магазинов. У них с землей, говорил мне Леонид Михайлович, не так работают, то есть много свободной, никак не используемой земли, проще говоря, бесхозной. И зависит это, оказывается, не от местной администрации, а от... федерального центра. Вот ведь какие удивительные параллели.

Дальше — больше. Уже за утренней чашечкой кофе, в уютной частной гостинице, познакомился с путешествующей по родной некогда Беларуси супружеской парой из Латвии. Поговорили, как водится, за жизнь, на модную нынче тему: что у кого почем? Они по-прежнему, несмотря на временные финансовые наши трудности, находят более совершенной белорусскую социальную модель развития. И для сравнения назвали некоторые ценники на проживание в Риге. Скажем, за небольшую квартирку надо заплатить в месяц 100 лат (1 лат — 2 доллара). День пребывания в больнице — 10 лат. Проезд в городском автобусе — 2 лата. Продавец в магазине получает 35 лат в неделю, в месяц соответственно — 140. Вот почему многие из рижан ждут, когда гипермаркеты распродают просроченные продукты, потому что на свежие денег не хватает. Есть категории латышей, которые получают пенсии и по 500 лат. Но таких мало. Бабушке моих знакомых начисляют всего 160. Значит, на жизнь, если вычесть стоимость жилья, остается 60 «латышских рублей». И последнее. За вызов «скорой помощи» — 5 лат, койко-место в больнице — 10 лат. В жирные годы, как говорят собеседники, были медстраховки, сейчас их нет.

Не правда ли, параллели еще более удивительные?..

–МЫ работаем на земле, добиваемся серьезных результатов, которым завидуют наши соседи, — сказал мне председатель КУПСХП «Освейский» Верхнедвинского района Николай Мартынов. — И этот год не исключение. Люди наши все понимают. И трудности, которые коснулись страны, переживем вместе. Не просто переживем, пассивно пережидая, плача в жилетку, топчась, мыча и гремя жестью по городским площадям.  А работая по-прежнему на всю катушку, на совесть. Мы знаем, какой в нас, в селянах, в нашем государстве главный стержень…

Об этом — самом главном — опытнейший крестьянский вожак не сказал. А я не спросил. Зачем? Мы оба, граждане суверенной и независимой республики, более чем отлично поняли друг друга…

Сергей МИХОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter