Три кита партнерства

Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ

Борис ПАНЬШИН, профессор экономического факультета БГУ

В  эти дни в Минске проходит первый конгресс, посвященный вопросам государственно-частного партнерства. Запланирован ряд дискуссий по ключевым аспектам взаимодействия власти и бизнеса, их основная цель — вовлечение всех заинтересованных сторон в обсуждение проблем и перспектив государственно-частного партнерства в Беларуси. Все участники получат уникальную возможность ознакомиться с опытом и рекомендациями ведущих экспертов в этой сфере из Великобритании, Китая, Нидерландов, России, Хорватии, Швейцарии и других стран.

С появлением первых предпринимателей отношения между государством и частником часто складывались как между разведенными супругами на одной жилплощади. Государство, следуя своей стратегической миссии и обязательствам, стабильно обеспечивало свет, газ и воду, решение социальных проблем в интересах всего общества. Частник,  движимый тактическим интересом получения прибыли, боролся за свою частную долю в совместно нажитом, создавая одновременно новые рабочие места и расширяя налоговую базу. Не все было гладко. Но за двадцать лет партнеры притерлись к новому состоянию и, осознав, что разъезжаться некуда, да и не могут уже друг без друга, государство и частник решили оформить брачный контракт. Вначале это были отдельные нормативные акты, затем Платформа бизнеса, теперь все уже будет по-взрослому — готовится закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) и создается Национальный центр — структура для координации и регулирования отношений между госорганами, отдельными гражданами и частным бизнесом.

Идея партнерства государства и бизнеса, как и всякое хорошее дело, зиждется на “трех китах”: радости совместного труда на общее благо (толока бессмертна), объединении ресурсов (складчина), системе гарантий исполнения взятых сторонами обязательств (доверии). С первыми двумя “китами” все ясно. Энергия созидательного взаимодействия людей — самая мощная энергия в мире. Без нее были бы невозможны ни египетские пирамиды, ни Великая китайская стена, ни Днепрогэс, не говоря уже о Победе и последующем восстановлении народного хозяйства.

Во всем мире инструмент ГЧП применяется тогда, когда государство заинтересовано в частных инвестициях при сохранении за собой права собственности на объект. Поэтому складчина (второй “кит”)  в мировой практике реализуется в виде  привлечения бизнеса к финансированию проектов производственной инфраструктуры, жилищного хозяйства и социальной сферы. При этом государство, снижая нагрузку на бюджет, направляет больше средств на социалку и получает более гибкую систему управления экономикой, а  бизнес получает свою выгоду за счет предоставляемых ему льгот и преференций: земля под застройку, подключение к энергии и теплоцентралям, снижение налогов и ввозных пошлин на оборудование. В Беларуси такое партнерство свое наибольшее развитие получило именно в социальной сфере и жилищном строительстве. Частные вузы и медицинские центры, стадионы и ледовые дворцы, новые жилые кварталы, торговые рынки и гипермаркеты, маршрутки — все это только видимые объекты партнерства государства и бизнеса. За кадром еще и многое другое: помощь отстающим сельским предприятиям путем присоединения их к успешным городским, шефская помощь детским домам, деятельность профсоюзов и многих других общественных организаций и объединений.  Кто хотел, тот работал на свой страх и  риск и получал результат. Первая фаза “коротких проектов” в партнерстве государства и бизнеса успешно пройдена. Теперь пора переходить к фазе “долгих проектов”, привлекая частный бизнес к развитию инфраструктуры — строительству дорог и сооружений, систем жизнеобеспечения, предоставлению различных услуг. За прошедшие 20 лет экономика сильно усложнилась и требует от государства все больших ресурсов и качественного управления. В то же время за эти годы нарастил мощь и частный бизнес, ряд предприятий готов уже участвовать и в серьезных проектах.

Время дискуссий о дальнейшем развитии государственно-частного партнерства пришло и для нашей страны. Главным вопросом является создание законодательной базы, закрепляющей взаимные обязательства государства и бизнеса и гарантии их исполнения в течение длительного срока.  То, что этот “третий кит” является наиважнейшим и сложным и “плавает глубоко”, показывают многочисленные, к большому сожалению, конфликты между застройщиками и дольщиками, товариществами собственников жилья и нанятыми управляющими компаниями, фермерами и местными администрациями. Налицо несоответствие между возможностями граждан объединяться и сообща решать общую проблему и уровнем их правовой культуры и юридических знаний. Взаимоотношения часто складываются по сюжету пиления гирь в “Двенадцати стульях”: когда нанимали застройщика, были уверены, что “гири золотые”, потом шла фаза “пилите, Шура, пилите”, и затем драматическая развязка — “не подходите ко мне с этим железом” и обращение обманутых к государству. Увы, инстинкт получения прибыли часто оказывается сильнее инстинкта совести.

Такой результат стал возможен не только по причине незнания законов, но и в силу отсутствия практики и стойкой наработанной привычки у населения вникать в нюансы строительства или банковских кредитов,  внимательно читать договоры, ходить на собрания и включаться в обсуждение проблемных вопросов.  

ГЧП — это мощный инструмент стимулирования инициативы частного бизнеса и создания “экономики развития”, но одновременно это и тонкий правовой инструмент. Требуется не только общая юридическая подготовка всех участников партнерства, но и переформирование госструктур в направлении развития местного самоуправления, создание экспертного сообщества для обсуждения так называемых “долгих” проектов,  формирование механизма госгарантий частных инвестиций, отсутствие которых может перечеркнуть любой интерес частного инвестора. Все это под силу создать, основываясь на отечественной практике и мировом опыте. Но поспешать нужно осторожно, дело тонкое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter