Три кита молочного бизнеса: профессионал, генетика, технологии

Производство молока и продуктов на его основе постоянно увеличивается, однако темпы его роста не очень высоки — от одного до трех процентов в год. Причиной тому являются естественные ограничения сырьевой базы, экономические трудности, а также неблагоприятные погодные условия, отмечаемые в последние несколько лет во многих странах мира. По статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году произведено 724 миллиона тонн молока, обобщенных данных за 2012 год пока нет. По ведущим странам-производителям картина выглядит следующим образом: США — 84,1 млн. тонн, Индия — 42,9, Китай — 35,6, Россия — 31,9, Германия — 28,4, Бразилия — 26,9, Франция — 24,4, Новая Зеландия — 15,6, Великобритания — 14, Польша — 12, Турция — 11,2 млн. тонн. Беларусь пока не входит в число мировых лидеров, но стремительно приближается к ним. Еще пять-шесть лет назад на мировом рынке нашу страну практически не замечали, сейчас же расценивают как серьезного, быстро прогрессирующего игрока. По итогам 2012 года на Беларусь приходился 1 процент мирового производства молока (6,8 миллиона тонн, рост на 4,6 процента) и 8 процентов торговли молочными продуктами. На экспорт в пересчете на молоко поставлено около 4 миллионов тонн разнообразной продукции. Выручка составила более двух миллиардов долларов США. Больший вклад в государственный бюджет внесли только нефтепродукты (12,5 млрд. долларов) и калийные удобрения (3,3 млрд. долларов). Если же оценивать такой показатель, как производство молочной продукции на душу населения, то Беларусь уступает только странам Океании — 698 кг/чел. против 700 кг/чел.

Сегодня молоко потребляют на планете примерно шесть из семи миллиардов человек. И мировой спрос на него возрастает ежегодно на 15 миллионов тонн

Производство молока и продуктов на его основе постоянно увеличивается, однако темпы его роста не очень высоки — от одного до трех процентов в год. Причиной тому являются естественные ограничения сырьевой базы, экономические трудности, а также неблагоприятные погодные условия, отмечаемые в последние несколько лет во многих странах мира. По статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году произведено 724 миллиона тонн молока, обобщенных данных за 2012 год пока нет. По ведущим странам-производителям картина выглядит следующим образом: США — 84,1 млн. тонн, Индия — 42,9, Китай — 35,6, Россия — 31,9, Германия — 28,4, Бразилия — 26,9, Франция — 24,4, Новая Зеландия — 15,6, Великобритания — 14, Польша — 12, Турция — 11,2 млн. тонн. Беларусь пока не входит в число мировых лидеров, но стремительно приближается к ним. Еще пять-шесть лет назад на мировом рынке нашу страну практически не замечали, сейчас же расценивают как серьезного, быстро прогрессирующего игрока. По итогам 2012 года на Беларусь приходился 1 процент мирового производства молока (6,8 миллиона тонн, рост на 4,6 процента) и 8 процентов торговли молочными продуктами. На экспорт в пересчете на молоко поставлено около 4 миллионов тонн разнообразной продукции. Выручка составила более двух миллиардов долларов США. Больший вклад в государственный бюджет внесли только нефтепродукты (12,5 млрд. долларов) и калийные удобрения (3,3 млрд. долларов). Если же оценивать такой показатель, как производство молочной продукции на душу населения, то Беларусь уступает только странам Океании — 698 кг/чел. против 700 кг/чел.

1. Комплексы-гиганты или фермы в режиме «онлайн»?

Республиканская программа развития молочной отрасли на 2011—2015 годы предусматривает увеличение производства молока и молочных продуктов до 10 миллионов тонн, а экспортных поставок — в 2,2 раза (на 2975 млн. долларов), в том числе сыров — в 1,6 раза (650 млн. долларов), сухого обезжиренного молока — в 2,3 раза (430 млн. долларов), сухого цельного молока — в 3,3 раза (360 млн. долларов).

Более 90 процентов всех экспортных поставок приходится на российский рынок, остальная часть — на рынки Казахстана, Украины, других стран СНГ. В страны Евросоюза поставляются лишь отдельные продукты, например, 92 процента производимого в республике казеина.

Столь активная работа на российском направлении исторически обусловлена и экономически оправданна; после создания Единого экономического пространства интеграция будет лишь углубляться. Но однополярность экспорта таит в себе и значительные риски. Есть целый ряд объективных причин, которые могут привести к вытеснению белорусских молочных продуктов с рынка страны-соседки.

Во-первых, в связи с выходом России в торговле молочными продуктами на более высокий ценовой тренд темпы роста потребления здесь заметно снизились.

Во-вторых, успешно развивается национальная молочная отрасль. Принятая недавно программа развития АПК РФ предусматривает, что обеспеченность собственным молоком и молочными продуктами увеличится с 79 процентов в 2011 году до 90,2 процента к 2020-му. По мнению руководства компании «EnterInvest», уже к 2016 году Россия сможет заместить 4 миллиона тонн белорусского молока.

В-третьих, после вступления России во Всемирную торговую организацию здесь стоит ожидать появления новых игроков, в первую очередь — крупных европейских компаний с известными брендами.

Задача диверсификации направлений экспорта молочной продукции, выхода на рынки стран дальнего зарубежья приобретает для Беларуси чрезвычайно актуальный характер. По информации министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца, около одного миллиона тонн молочных продуктов планируется экспортировать в ЕС, Венесуэлу, Иран, страны Африки.

Но добиться этого крайне сложно. Ведь борьбу за «место под солнцем» придется вести с такими поставщиками мирового уровня, как Новая Зеландия — крупнейшим экспортером сухого молока (30 процентов мировых поставок) и сыра (15 процентов). А конкурентных преимуществ в виде отсутствия пошлин, как в торговле с Россией, не будет.

Руководство страны осознает масштаб возникающих проблем и наряду с техническим перевооружением отрасли, внедрением современных технологий настраивает производителей на переориентацию поставок с сырья на готовые молочные продукты. 8 ноября 2012 года Президент Беларуси Александр Лукашенко провел специальное совещание по проблемам развития молокоперерабатывающей отрасли, где были определены задачи на ближайшую перспективу. В их числе — вывести Беларусь в мировые лидеры по производству сыра. Насколько она реальна?

Внутреннее потребление сыров составляет в настоящий момент около 2 килограммов на душу населения, что одновременно и хорошо, и плохо. Плохо — потому что для формирования полноценного, здорового рациона питания населения этого крайне недостаточно. Для сравнения: в Греции каждый житель потребляет 29 кг сыров, во Франции — 25 кг, Финляндии — 16 кг, США — 15,5 кг, в соседних с нами Польше и Литве — соответственно по 12,5 кг и 12 кг. Хорошо — поскольку создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития этого сегмента молочной отрасли. В крупнейших молокопроизводящих странах на производство сыров идет от 35 до 50 процентов молока, у нас — только около 30 процентов.

В последние годы экспорт белорусских сыров в денежном выражении увеличивался в среднем на 50 процентов. Однако чтобы стать одним из общепризнанных лидеров в производстве этого популярного продукта, нужно внести серьезные коррективы в их производство. Слишком большой разрыв между сырами среднего качества и средней цены и дорогими сырами высокого качества. Мировые лидеры по производству сыра в равной мере заботятся как о потребителях с низкими и средними доходами, так и о потребителях, которых не смущают цены, предлагая им сыры высочайшего качества. Коль уж мы вознамерились соперничать с ними на равных, альтернативы такой политике нет. Мы должны производить сыры для всех сегментов рынка, для потребителей с разными доходами.

Резервы отечественной молочной отрасли — прежде всего в повышении качества сырья, в увеличении в нем содержания белка и жира. Ведь по этим показателям мы уступаем пока ведущим европейским производителям — Финляндии, Швеции, Дании и другим государствам Евросоюза, а также Новой Зеландии, Австралии.

Есть у нас важное конкурентное преимущество. Поставляемые на экспорт молочные продукты в большинстве своем производятся из цельного молока, без добавок. Их отменный вкус оценили в России, других республиках бывшего Советского Союза. Высокое качество нашей молочной продукции отмечают и гости из дальнего зарубежья. Недавно в республиканском Центре информационных систем в животноводстве побывал представитель одной из западных компаний, являющихся законодателями моды в идентификации продуктов. Во время кофе-паузы он взял глазированный сырок. С любопытством повертел его в руках, осторожно надкусил. Любопытство сменилось удивлением. Поинтересовался у директора центра Виталия Станкутя, можно ли посетить специализированный магазин, где продается аналогичная продукция. «Без проблем!» — ответил хозяин и отвел гостя в ближайший супермаркет.

По мнению специалистов Института мясо-молочной промышленности Беларуси, чтобы повысить конкурентоспособность наших предприятий на внешних рынках, нужно не только технически перевооружить их, но и внести серьезные изменения в организационную структуру отрасли. Удивительно, но факт: наши молокозаводы по старинке сами производят и сами продают свою продукцию! Причем действуют разрозненно, дублируя ассортимент, конкурируя друг с другом. Так не должно быть. За рубежом еще десятки лет назад осознали необходимость глубокой специализации в производстве молочных продуктов и создании товаропроводящих сетей.

В структурной перестройке нуждаются как предприятия-производители, так и переработчики молока.

В настоящее время, по статистике, в Беларуси функционируют около пяти тысяч молочно-товарных ферм. На 1470 из них, где содержатся около 308—310 тысяч коров и производится свыше 22 процентов молока, применяется устаревшая, неэффективная и затратная технология, которая основана на привязном содержании скота с доением в переносные ведра на линейных доильных установках. В 2011—2015 годах планируется построить 875 новых и реконструировать 1360 действующих ферм. Численность дойного стада увеличится на 300 тысяч голов и составит 1,6 миллиона коров. Переоснащение 1,2 тысячи ферм планируется осуществить за счет собственных средств сельхозорганизаций.

Производством из молока разнообразных продуктов занимаются в республике 16 молочных комбинатов и их филиалы, 18 молочных заводов, 16 маслосырзаводов, 7 молококонсервных заводов, 9 сыродельных и 4 маслодельных комбината, 3 завода по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабрики мороженого и 37 иных предприятий. Эти предприятия выглядят «карликами» в сравнении с мировыми гигантами. Такого количества переработчиков для нашей небольшой страны чрезмерно много, требуется реформирование отрасли.

Республиканская программа развития молочной отрасли на 2011—2015 годы нацеливает на укрупнение ферм, концентрацию и специализацию производства. Это позволит перейти к промышленной технологии, базирующейся на наиболее прогрессивной беспривязной боксовой системе содержания коров, биологически полноценном кормлении, использовании полнорационных кормовых смесей, новейших методов комплектования и воспроизводства стада, повышении генетического потенциала и продуктивности скота, на интенсивном использовании животных. Производительность труда на таких фермах должна повыситься в 5—8 раз. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В настоящее время на современные технологии производства молока в республике переведены 45 процентов молочных ферм. Вблизи областных центров и крупных промышленных городов наиболее перспективны молочные комплексы на 1000—1200 коров. В то же время в республике строятся и комплексы на 2000—2100 коров.

По поводу комплексов-гигантов некоторые специалисты высказывают сомнения, утверждая, что они проигрывают средним по размерам фермам в рентабельности, имеют худшие условия для воспроизводства. С этим можно согласиться лишь частично. Мне довелось побывать в различных штатах США. В штате Висконсин посетил комплексы, где содержатся по 5, 10, а в Калифорнии — даже 40 тысяч коров. Искушенные в молочном производстве американцы не считают их нерентабельными. Поскольку такие масштабы для нас запредельны, назову другой пример. Ферма, где содержится 3 тысячи коров, имеет коровник в длину 150 метров, в ширину — 32 метра. От каждой коровы здесь получают в среднем по 14—15 тысяч литров молока. За сутки на этом комплексе производят более 100 тонн молока. Причем молочный блок отсутствует. При внедренной здесь технологии, образно говоря, молоко перерабатывается в режиме «онлайн». На автоцистерны, которые выстраиваются в очередь у комплекса, оно попадает в момент дойки, охлаждается и сразу же отправляется на перерабатывающие предприятия.

Белорусское государство поддерживает сельхозпроизводителей всеми имеющимися у него средствами. Но и сами они должны активнее лоббировать свои интересы. За рубежом, в том числе в соседних с нами странах, производители молочной продукции давно уже объединены в организации, ассоциации, союзы. Это позволяет им более глубоко изучать проблемы, формировать единую позицию и защищать ее с общественной трибуны.

Повышение степени влияния на конъюнктуру рынка невозможно и без объединения финансовых потоков, человеческих и информационных ресурсов отдельно взятых предприятий. В наибольшей мере этому способствует форма холдинга, представляющего собой совокупность юридических лиц, между которыми есть отношения собственности. Предполагается, что в ближайшее время холдинги появятся во всех шести областях. В перспективе на их базе может быть создана объединенная национальная молочная компания.

Успехи агропромышленного комплекса Беларуси, сумевшего за короткий срок выйти в число мировых лидеров по производству отдельных видов мясной и молочной продукции, в значительной мере обусловлены огромной государственной поддержкой, которая оказывалась и продолжает оказываться сельскому хозяйству. Одним из непременных условий вступления во Всемирную торговую организацию, вне которой у нас нет серьезных перспектив на рынках дальнего зарубежья, является отказ от субсидирования экономики. Выступая на совместном заседании двух палат Национального собрания, заместитель Премьер-министра Михаил Русый подчеркнул, что государственные дотации в АПК будут с каждым годом уменьшаться. «На сегодня мы имеем 12,3 процента, «желтая корзина» — около 11 процентов. Работа по снижению ведется целенаправленно. Достигнуть 10-процентного объема господдержки АПК в 2015 году реально, а около 7—8 процентов будет составлять «желтая корзина» Беларуси», — считает он.

В лексике ВТО понятие «желтая корзина» означает меры, всячески искажающие рынок, то есть экспортные субсидии и заградительные тарифы, которые, если хочешь стать полноправным членом этой авторитетной организации, придется сокращать.

На смену государственным дотациям должны прийти зарубежные инвестиции. Интерес к реализации совместных проектов на белорусском рынке проявляют как крупные российские фирмы, так и западные компании с мировыми брендами, в частности, французская «Данон», финская «Галактика», голландская «Кампина». Европейский банк реконструкции и развития готов на первом этапе предоставить Беларуси транш в 25 миллионов евро для инвестирования в перерабатывающую отрасль.

Иван КЫССА,

доктор биологических наук, национальный координатор ФАО в Беларуси в области управления генетическими

ресурсами животных

(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter