Три ингредиента хорошего пива

Как только магазины и киоски наводнило импортное пиво, на отечественную "Крынiцу" или "Алiварыю" мало кто смотрел с оптимизмом.
Как только магазины и киоски наводнило импортное пиво, на отечественную "Крынiцу" или "Алiварыю" мало кто смотрел с оптимизмом. Слишком значительным казалось отставание наших заводов в технологии, качестве, ассортименте пенного напитка. Однако понадобилось менее двух лет, чтобы белорусское пиво вновь стало популярным. Сейчас, по оценкам экспертов, до 70 процентов потребления приходится на отечественные марки. И это лишь первые результаты действующей программы развития пивоваренной отрасли страны. Ход ее выполнения обсуждался членами Правительства, директорами пивзаводов, представителями банковской системы страны на совещании, которое недавно провел Премьер-министр Сергей Сидорский на ОАО "Крынiца". Сегодня одним из основных инвесторов пивной отрасли является Приорбанк. С его председателем правления Сергеем КОСТЮЧЕНКО беседует обозреватель "СБ" Лилия ХЛЫСТУН.



- Сергей Александрович, что стало поводом для разговора? "Пивная" тема, как известно, на высоком государственном уровне в этом году обсуждается не первый раз.

- На совещании был рассмотрен комплекс ключевых для отрасли вопросов - от проблем производства качественного пива на основе собственного сырья до современной упаковки и развития маркетинга. Сегодня мало сварить хорошее пиво, его еще нужно продать. К сожалению, в период разработки программы структурной перестройки отрасли многие директора пивоваренных предприятий считали ключевым моментом ее выполнения увеличение объемов производства. Они рассчитывали на государственную поддержку, но понимали ее по-своему: коммерческие банки дадут кредиты на техническое перевооружение, государство оградит рынок от импорта, а местные власти не будут допускать в регионы продукцию других заводов. В таких условиях, конечно, можно было бы особо не задумываться о качестве и потребительских свойствах продукта. Но государственные интересы требуют комплексных рыночных подходов. Повышая качество пива, его конкурентоспособность, невозможно, к примеру, не заниматься технологией производства сырья и использованием для розлива современной бутылки. Таким образом, получается, что необходимо одновременно и решение проблем межотраслевого уровня: создания эффективной системы выращивания отечественного пивоваренного ячменя, изготовления качественного солода, сбора и переработки стеклобоя, оптимизации налогообложения и других важных моментов, влияющих на успех выполнения поставленной задачи. Понятно, что принципиально менять программу никто не собирается. Да и не в том дело, чтобы механически уменьшить показатель в 60 миллионов декалитров пива, на который отрасль должна выйти в будущем году, - он сегодня абсолютно нереален. Необходимо решать проблемы глубинного плана, определяющие дальнейшие перспективы отрасли в целом.

- Около года назад Приорбанк по поручению Президента начал финансировать модернизацию "Крынiцы", "Брестского пива" и "Полоцкого пива", получив акции предприятий, принадлежащие государству, в доверительное управление. Что удалось сделать за это время?

- Мы были вынуждены пойти на решительные и, может быть, не очень популярные шаги по замене менеджмента предприятий. Но это была объективная необходимость, потому что прежние руководители не понимали своей роли в развитии предприятия и отрасли. На сегодняшний день банк вложил в развитие пивоваренных заводов более 35 миллионов долларов. До конца ноября завершится реконструкция первой очереди "Крынiцы", и к новому году здесь будет произведено более 9 миллионов декалитров пива вместо прошлогодних 6 миллионов. И конечно, это продукт уже совершенно нового, более высокого качества, в чем смогли убедиться покупатели. Недавно завод выпустил на рынок новый сорт пива - Крынiца Прэмiум, и это действительно конкурентоспособный товар. В будущем году предприятие планирует произвести минимум 12,5 миллиона дал пива, а в перспективе - все 15 миллионов. Это стало возможным благодаря пониманию и поддержке Правительства. Однако перед предприятием стоит еще одна проблема, которую необходимо решить. Это проблема попытки сотрудничества с российской "Балтикой", последствия которой сказываются до сих пор. Основной долг российской компании по ранее заключенным договорам уже вернули, но остался неразрешенным вопрос остатка долга на сумму около 3 миллионов долларов. Поэтому в этот сложный момент предприятию "Крынiца", основным акционером которого является государство, необходима его поддержка на уровне Правительства и Президента. Речь идет о пролонгации бюджетной ссуды, предоставленной заводу на погашение задолженности перед "Балтикой". "Крынiца" не укладывается в установленный срок возврата ссуды, но, как показывают расчеты, через два года экономическое положение предприятия позволит вернуть долг. Ситуацию понимают и в Правительстве, и в Администрации Президента, поэтому мы надеемся на поддержку предприятия.

Понятно, что Приорбанк как доверительный управляющий "Крынiцы", выделивший на ее реконструкцию более 25 миллионов долларов, и дальше будет влиять на судьбу предприятия. Но планов по участию в акционировании "Крынiцы" у банка нет. Мы просто выполняем то, что нам поручено Президентом и Правительством. И как банкиры, умеющие считать деньги, хотели бы, чтобы проект окупился, а произойдет это не раньше чем через 5 - 6 лет.

Что касается проекта по реконструкции ОАО "Брестское пиво", то он не столь грандиозен, как на "Крынiцы", хотя и здесь планируется двукратное увеличение мощностей к 2006 году. Банк готов и начал финансировать реконструкцию ОАО "Полоцкое пиво". На наш взгляд, одним из возможных путей развития предприятия был бы поиск стратегического инвестора. Мы обсуждали этот вопрос в Министерстве экономики, Витебском облисполкоме и пришли к выводу, что уместным может быть вариант реконструкции, аналогичный тому, что осуществляется на "Витебском броваре", - с привлечением средств частных инвесторов. Согласитесь, не дело банка заниматься управлением предприятий. Специалисты, знающие технологию пивоваренного производства, его специфику, способны сделать это более грамотно и эффективно.

- Сергей Александрович, не думаете ли вы, что вслед за пивоваренными предприятиями к вам обратятся за финансовой помощью молочные комбинаты, хлебозаводы? Ситуация в этих отраслях чем-то напоминает положение в пивоварении трехгодичной давности...

- На мой взгляд, главным тормозом в развитии отечественной пищевой промышленности являются некомпетентность, порой несовременные и недальновидные подходы руководителей предприятий. К сожалению, это правда. Те, кто хотел производить качественную, конкурентоспособную продукцию, давно это сделали: не растаскивая прибыль по карманам, а инвестируя в развитие производства, занимаясь маркетингом, расширяя рынки сбыта. В Беларуси тому немало прекрасных примеров. Всем известны и пользуются спросом молочные изделия под маркой "Савушкин продукт", рыбная продукция "Санта Бремор", кондитерские изделия "Коммунарки", "Белорусской кофейной компании", белорусская водка, равной которой в мире нет, минеральная вода и этот список можно продолжить. Эти примеры свидетельствуют о том, что мы способны конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Уверен, что подобное может произойти и в других отраслях, нужно только разобраться с причинами ситуации, как это было своевременно сделано в пивоварении. Конечно, на полках магазинов будет импортная продукция, но ее доля вряд ли превысит 2 - 3 процента. Так, как это произошло в свое время в России, Польше, Прибалтике. Таким образом, "тихая революция", начавшаяся в пивной отрасли, положительные результаты которой становятся заметнее с каждым днем, продолжится и в других отраслях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter