Три гранаты для себя

Приближалось лето 1944 года.
Приближалось лето 1944 года. Под натиском советских войск армии группы "Центр" откатывались через Белоруссию на запад. Задачей операции "Корморан" было окружить и уничтожить все партизанские бригады и отряды в Домжерицких болотах, у озера Палик. Каратели шли цепью в 3 - 5 метрах друг от друга. Им было приказано: ни один партизан не должен остаться в живых - в плен никого не брать.

В начале июня немцы захватили Бегомльский аэродром, который обслуживал партизанские бригады и отряды Белоруссии. За два года с него на "большую землю" были отправлены десятки тысяч человек - тяжелораненых, партизанских детей-сирот, женщин. Более тридцати раненых и больных тифом партизан эвакуировать за линию фронта не успели. Командование бригады "Железняк" приказало спрятать их на время блокады в двух землянках, вырытых среди Домжерицких болот в Савском бору.

Вместе с ранеными и больными, находившимися в подземном партизанском госпитале, был мой земляк (мы родом из одной деревни) и сверстник Владимир Белявский. Владимира Ивановича уже нет в живых. Но сохранились записи его рассказов о жизни в болотных убежищах. Малоизвестные страницы войны.

Спасительные землянки, вернее, полуземлянки - десять метров в длину, два в ширину и метр в высоту. Лежать, сидеть можно, но не встать. Глубже копать нельзя - вместо землянки мог получиться пруд. На полу настил из жердей, на потолке - тонкие бревна, засыпанные землей. Ее разровняли и замаскировали мхом, в который посадили можжевельник, ягодник. Вырытую землю отвезли в болото. Узенький люк - только человеку проползти - закрыли тяжелым ящиком с землей, щели замаскировали. Для того чтобы можно было дышать, небольшое отверстие под корни сосны вывели. В одну "нору" раненых втянули, в другую - тифозных больных. Бой шел уже совсем близко.

Командир бригады Герой Советского Союза И.Титков дал командиру отряда П.Клякину задание особой важности - не вести отряд на прорыв из окружения, оставаться вблизи госпиталя. Раненые и больные, находящиеся в землянках, в руки фашистов попасть не должны.

О том, что происходило в подземной лечебнице, пусть расскажут дневники моего односельчанина Владимира Белявского

: "Пришел в себя я от выстрелов, что раздавались над самой головой. Не мог сообразить, где я и что со мной. Полутьма. Где-то в углу тускло горела свеча. Справа и слева от меня лежали незнакомые люди, то ли живые, то ли мертвые. Кто-то стонал. Казалось, что грудь разрывается от нехватки воздуха. Ко мне наклонилась какая-то девушка (потом я узнал, что ее Луцейкой звали) и шепотом сказала, что я болен тифом и нахожусь в подземном партизанском госпитале. А над нами каратели, идет блокада. Слышна стрельба, немецкая речь. Стало понятно, что положение наше - хуже не может быть. На всех - один карабин и три гранаты. Договорились мы тогда, что гранаты будут для нас. Когда фашисты люк откроют, мы взорвем себя. Мы помнили, как в прошлом году во время карательной операции "Коттбус" гитлеровцы захватили партизанский госпиталь. Раненых ножами закалывали, а как над сестрами издевались...

Девушки решили твердо: эти три гранаты для себя как... последнее спасение. Тут один из раненых, услышав о гранатах, схватил одну и бросился по нашим ногам к выходу, чтобы в бой вступить. Медики еле отняли у него гранату. С того момента девушки держали их при себе. Две взяла медсестра Наташа Кульба, а одну - старшая из медработников Ефросиния Грибоедова. "Усики" отогнули. Все ждут - счет жизни на секунды пошел. Слышим, люк шевельнулся, песок на нас посыпался. "Бросай!" - прошептала Наташа. "Пусть люк откроют", - ответила Грибоедова... А сверху голос: "Не бойтесь, это мы!" И командир отряда Клякин вместе с комиссаром Селюком открыли люк.

"Сколько вас?" - спросил Петр Клякин. "Все живы", - еле слышно прошептала фельдшер Грибоедова и сомлела. Гранату из ее руки командир вынул.

Все мы, спасенные, были такими обессиленными, что не могли ни ходить, ни стоять. Ведь воды у нас было на 3 - 4 дня, продуктов - на неделю, не больше. А "осада" длилась 18 суток!"

Петр БЕЛЯВСКИЙ, ветеран войны и труда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter