Октет балалаек «Витебские виртуозы»: полвека вдохновения

Три душевные струны

Что можно сыграть на балалайке? Многие ответят: «Калинку-малинку», «Светит месяц». Октет балалаек «Витебские виртуозы», который одинаково тепло принимают и в Беларуси, и в России, уже 50 лет разрушает этот стереотип. Оказывается, на трех струнах можно исполнить и классику, и джаз, и современные произведения. Убедиться в этом можно на сольном концерте, а их в Витебской областной филармонии запланировано немало в юбилейном для коллектива году.


Бессменный руководитель женского коллектива Тамара Шафранова создала октет балалаек в 1973 году при Витебском музыкальном училище из его педагогов. Собрала в ансамбль все семейство балалаек – от самой маленькой балалайки-пикколо до самой большой балалайки-контрабас. Октет до сих пор единственный в своем роде не только в Беларуси, но и на родине балалайки в России. В других коллективах либо неполный комплект балалаек, либо их дополняет баян или другой инструмент-солист.

Тамара Шафранова создала уникальный творческий коллектив в 1973 году.
– Когда я была студенткой Белгосконсерватории, сама играла в таком коллективе, где, правда, все, кроме меня, были преподавателями консерватории и музучилища. К сожалению, руководитель консерваторского октета известный музыкант, дирижер и педагог Георгий Жихарев рано ушел из жизни, и коллектив распался. А когда по распределению вернулась на родину, в Витебск, решила создать подобный октет, – вспоминает Тамара Александровна.

И уже в 1974-м коллектив стал дважды лауреатом. Вторая премия на I Республиканском конкурсе артистов эстрады в Минске открыла путь на V Всесоюзный конкурс артистов эстрады в Москве. Исполненная октетом в эстрадно-джазовой обработке «Юмореска» Евгения Глебова из кинофильма «Саша-Сашенька» произвела эффект разорвавшейся бомбы: так на балалайке до них никто не играл. Все привыкли, что на трех струнах можно играть только народные песни. И витебские музыканты вернулись из Москвы с первой премией.

После этой победы фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила их первую пластинку, коллективу предложили работу в филармонии в Минске, в Витебске тогда ее не было. Но музыканты отказались, так как у каждой были семья, дети, педагогическая работа.

С тех пор у октета балалаек началась активная концертная деятельность. В ­1975-м Тамару Шафранову удостоили звания заслуженной артистки БССР. Но 16 лет коллектив существовал как полупрофессиональный, на общественных началах. Музыканты работали педагогами, а в свободное время репетировали. Когда в 1989-м открылась Витебская областная филармония, октет нашел здесь свой постоянный дом, где регулярно дает сольные концерты.

Художественный руководитель коллектива вспоминает 1992 год – открытие IV концертного сезона Витебской областной филармонии. В афише большими красными буквами написано – Муслим Магомаев, а снизу, почти незаметно, перечисляются остальные участники концерта, в том числе и тогда еще безымянный октет балалаек.

– Муслим Магомаев был кумир многих, поэтому, понятно, что в основном шли на него. Нас никто особо не знал. Сначала планировалось, что звезда, как положено, будет завершать концерт. Но Магомаев очень торопился на поезд и выступал в первом отделении. Мы, честно говоря, думали, что после его выступления все уйдут и на втором отделении зрителей не останется. Очень переживали. К счастью, был полный зал и, что особенно приятно, нас принимали не хуже Магомаева, – рассказала Тамара Шафранова.

«Витебскими виртуозами» окрестили коллектив после концертов в Германии в 1995-м тамошние газетные журналисты. Директору Витебской областной филармонии того времени Ирине Бабенко понравилось это словосочетание, и с тех пор у октета балалаек появилось название «Витебские виртуозы».

До 2000 года Тамара Шафранова и сама выступала с коллективом, теперь только руководит и занимается репертуаром: делает обработки, аранжирует, инструментует пьесы, перекладывая для балалаек произведения Баха, Римского-Корсакова, Пьяццоллы, других композиторов, да так, что звучат, будто их исполняет целый оркестр. Такой эффект достигается за счет собранного на одной сцене всего семейства балалаек. Восемь инструментов – это восемь тембров.

Каждая балалайка «Витебских виртуозов» делалась на заказ российскими мастерами. Причем несколько инструментов верно служат музыкантам уже лет по 40. Среди них – балалайка-пикколо. Говорят, ее вообще редко используют балалаечные ансамбли, потому что этот один инструмент по громкости звучания может пере­играть весь оркестр. При обработке пьес Тамара Шафранова все это учитывает.


Участницы октета отмечают, что у их руководителя особое чутье на репертуар. Даже если она берет произведения, которые никто не знает, они цепляют зрителя. Однако Тамара Александровна убеждена, что многое зависит от исполнителей:

– В Витебске много хороших музыкантов-педагогов, но практически нет исполнителей, которые могут выйти на сцену и сыграть с отдачей.

Поэтому Шафранова ценит в коллективе каждого музыканта. По ее мнению, октет вполне можно назвать октетом солистов, потому что у исполнительниц много сольных партий. «Виртуозный» стаж музыкантов Людмилы Морозовой, Оксаны Шуриновой, Людмилы Загоскиной, Татьяны Корпусенко, Елены Рябиковой, Оксаны Волынец – 20–30 лет. Последними присоединились к октету Инна Захарова и Ангелина Карчевская.

– Ангелина поступила в прошлом году в Белорусскую академию музыки, но не бросает нас, приезжает на все концерты, за что мы ей очень благодарны. Она у нас играет на пикколо, – рассказала Тамара Шафранова.

«Витебские виртуозы» – чисто женский коллектив. Эти восемь женщин считают себя семьей, живут без интриг и зависти, потому что собрались для главного дела – музицирования.

Коллектив называют визитной карточкой Витебской областной филармонии. «Виртуозы» не боятся экспериментировать, порой появляются перед публикой с неожиданными инструментами. Давно в их репертуаре, например, пьеса для пишущей машинки с оркестром Лероя Андерсона.

За 50 лет октет балалаек покорил многие залы. Имея широкий репертуар, октет порой решает, что играть прямо во время концерта, глядя на реакцию публики, особенно во время гастролей. Поэтому неудивительно, что даже если кто впервые попал на их выступление, выходит из зала в полном восторге.

Юбилейный год начался для коллектива с приглашения выступить в Москве на Международном фестивале «Созвездие мастеров» в престижном концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных. В родной Витебской областной филармонии к 50-летию «Витебских виртуозов» подготовили целый цикл мероприятий, главным из которых станет концерт в ноябре.

За почти полувековую историю не раз обновлялся состав участников октета, но неизменной оставалась главная творческая цель: сохранять традиции, заложенные организатором и руководителем первого в истории оркестра русских народных инструментов, балалаечником-виртуозом Василием Андреевым.


Фотографии предоставлены Витебской областной филармонией

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter