Три дня из жизни воспитателя

Лета ждут все. Школьники, чтобы отдохнуть от школы и уроков, мамы — от школьников и от вечной проблемы “Что приготовить на ужин?” Ну, а студенты хотят и отдохнуть, и денежку заработать. Я тоже решила присоединиться к их числу: поработать воспитателем в детском оздоровительном лагере.

День первый
Отъезжаем на автобусе накануне открытия смены: надо подготовить комнаты, получить постельное белье, заправить кровати, повесить портьеры. А еще — расчертить тетради для записи данных о детях и родителях, вырезать бирки с номерами на сумки... Везу с собой целую коробку своих детских книг и различных игр: лото, домино, шашки, пазлы, конструкторы. Они будут палочкой-выручалочкой первые три дня, помогут детям познакомиться и подружиться.
Лагерь расположен в речной долине, на краю светлого сосново-березового леса. С точки зрения экологии и китайской науки “фэн-шуй”, здесь все идеально! Даже в сильную жару днем всегда бывает легкий освежающий ветерок. А вечером и ночью значительно теплее, чем на открытом месте. Почва на территории лагеря песчаная, даже после сильного ливня через полчаса все лужи исчезают и становится сухо. На земле под соснами и березами прекрасный земляничник, окружает территорию малинник с ароматными ягодами.
На отдых приезжают дети разных возрастов: от 6 до 15 лет. Каких выбрать? Самые маленькие — послушные, быстро засыпают после отбоя, но совершенно беспомощные в быту: ни кровать заправить, ни косичку заплести. А бывает и матрасы “подмачивают”. В старших отрядах ты днем отдыхаешь — дети самостоятельные, сами готовятся к мероприятиям. Но зато ночью их не уложить, стараются улизнуть из комнаты через окно, побродить по ночному лесу, забраться в комнату к девочкам, покурить, а может, даже и пивка попить. В общем, решила брать, каких дадут. Мне с напарницей Ириной, студенткой пединститута, попался 7-й отряд, дети 10—12 лет.
Кажется, совсем недавно я была отдыхающей, а сейчас — сама вожатая. С легким волнением записываю мальчишек и девчонок в свой отряд, думаю, как же мы поладим. Ведь каждый ребенок — это тайна, которую воспитатели должны разгадать, потому что на 18 дней они становятся для ребят фактически вторыми родителями. Кто что умеет, чего боится или не любит — воспитатели должны знать с первых часов пребывания.
И вот заезд. День тяжелый. Детей привозят уже в 7 часов утра рейсовым автобусом; в 10 — основной наплыв на собственных автомобилях. Большинство ребят приезжает до обеда. Кстати, до 14.00 никого не кормят.
Моя напарница сидит за столом и записывает ребят, а я принимаю их в корпусе. Помогаю выбрать кровать, тумбочку, объясняю, что можно, а что нельзя делать на территории лагеря. Дети ведут себя сдержанно, присматриваются, некоторые не хотят расставаться с мамой. Уговариваю, убеждаю, отвлекаю от грустных мыслей.
Находиться в корпусе гораздо тяжелее: надо встретить, объяснить вновь прибывшим правила поведения, не потерять из виду остальных, в частности тех, кто  с большим энтузиазмом осматривает окрестности своего “нового дома”. Качели, горки, перила, мальчишеские драки — и к вечеру вожатый уже охрип. Но есть и плюс — имена всех озорников запоминаются быстро.
После обеда — тихий час, но никто не спит, разговаривают, балуются. Проснулись — начали размахивать кулаками, выяснять, кто главный. Проводим организационное собрание, объясняем: за территорию лагеря — ни ногой, со всеми вопросами и проблемами — к воспитателю.
Вечером первая дискотека. После сборов в комнатах полнейший кавардак: на кроватях полотенца, платья, заколки... Требуем, чтобы все убрали в сумки и отнесли в камеру хранения корпуса. После отбоя долго не успокаиваются. Уже 12-й час ночи. Мы с Ирой валимся с ног, а им хоть бы что. Расходимся в разные комнаты и требуем тишины: умолкают, но начинаются просьбы: “Можно мне в туалет?” Ну как не пустишь! Роются в темноте в тумбочках, шуршат пакетами, фантиками. “Прекратите есть! На ночь есть вредно!”— повышаю голос. “Я голодный не засну!” — канючат в ответ.
Отбой в 22.00, но если воспитатель ложится спать в полночь, то, можно сказать, повезло.
День второй
Подъем в 7.15. В 7.30 — зарядка. За 15 минут надо успеть поднять детей, отправить в туалет, а потом на утреннюю разминку. Я рысцой веду отряд на спортивную площадку, напарница собирает задержавшихся в туалете. Физрук Леша покрикивает на опоздавших.
После завтрака убираем в комнатах, тумбочках. Многие дети не умеют заправлять кровать. Взяв путевку ребенку, родители должны его всему научить, объяснить сыну и дочке, что и как укладывать в тумбочке. На верхней полке хранятся мочалка, мыло, зубная щетка и паста, расческа; на нижней — продукты. А быстропортящиеся продукты вообще не стоит привозить, потому что каждое утро врач проверяет тумбочки и все безжалостно выбрасывает.
Вместе с детьми оформляем отрядный уголок, репетируем речевку и песню, маршируем, готовимся к открытию лагеря.
Начал моросить дождик, припустил хорошо, небо все в облаках — это надолго. У детей — резиновые шлепанцы и босоножки для дискотеки, одежда промокаемая. А все любят бегать под дождем. Ну, хоть бы одна мама положила старый зонтик и непромокаемые туфли! Ведь в путевке есть список необходимых вещей. К вечеру дождик прекратился, мальчишкам хочется “на волю”, но трава мокрая, с деревьев капает. И мы придумали: каждый ребенок на ножку надел по целлофановому пакетику, сверху носочек, резиновые шлёпки и — вперед! А носочки потом повесили сушить...
К сожалению, не все родители понимают, что поездка в лагерь и к любимой бабушке в деревню — это две большие разницы. Как правило, сумки малышам собирает мама, и дети, приехав в лагерь, практически не знают своих вещей. После бани полотенца и мочалки надо просушить на солнышке. Но дети загулялись, и на ночь белье собирает воспитатель: где чье полотенце, очень трудно определить. Бывают случаи, когда попадаются совершенно одинаковые вещи и начинается гадание: похоже, но не мое. Вот и появляется уголок “Маши-растеряши”. После отъезда в бытовке остается целый пакет разных вещей, которые, как невостребованные, отдают завхозу. Белье и другие вещи должны быть промаркированы. Что тут сложного: взять шариковую ручку и подписать полотенце (имя, фамилия), майку с нижней стороны. Надпись со временем смоется, а работать гораздо легче. Снял сухую вещь воспитатель да и положил в нужную сумку. К тому же, мне кажется, не все родители у нас настолько богатые, чтобы разбрасываться детскими вещами.
День третий
Открытие смены. Торжественный марш отрядов. Все перезнакомились, подружились. Появились вечные драчуны. Придумали им наказание — собирать картинки из 160 пазлов. “Пока не соберете — из-за  стола не встанете!”. Дружно взялись за дело, но не тут-то было: на картинке две бегущие лошади, много цветовых полутонов. Пыхтят 20 минут, девчонки — добрые души — принялись  помогать. О драке уже забыли, главное, чтобы рисунок сложился. “Ура! Мы свободны?” — “Свободны!”
Воздух у нас тут прекрасный. Пахнет сосновой смолой. Сделаешь большой вдох и долго выдыхаешь — сплошной кислород и фитонциды. Хорошо! Ребята весело отплясывают на дискотеках, но в планах администрации лагеря много разных конкурсов и мероприятий, в которых каждый сможет показать свои таланты: шашечные и шахматные турниры, дружеские встречи по футболу, пионерболу и волейболу, военно-спортивная игра “Зарница”. Завтра конкурс “кикимор”. Всем отрядом из всех сумок собираем наряды для обряжения нашей “кикиморы”. В последний день смены будет традиционный сбор у прощального костра, песни под гитару, обмен телефонами, адресами.
Ну, а пока... яркое солнце, свежий воздух, пение птиц, звонкий смех детей и гулкие удары мяча на стадионе. Теплое и ласковое лето не кончается. И жизнь прекрасна!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter