«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»

Секреты семейного счастья из сундука с приданым
— Сегодня это звучит странно, но на молодежную вечеринку в XIX веке без прялки не приходили, — заинтриговал меня доктор искусствоведения профессор Евгений Сахута.

Это в современном клубе на дискотеке девчонки хвастаются новым блеском для губ и модными туфлями. А вот их прапрабабки на своих «вячорках» щеголяли прялками. Самый простой и доходчивый по тем временам способ презентовать себя как невесту. Для этих «смотрин» прялку дочке делал отец, не жалея фантазии. Понравится прялка — кавалер и к мастерице приглядится.

А когда жених, в свою очередь, сватов засылал, они тоже прялку с собой брали. Потенциальный супруг должен был превзойти тестя в мастерстве изготовления этого самого бытового приспособления.

— Приходилось видеть надписи на прялках: «Кого люблю — тому дарю» или «Феодосии от Ивана», — рассказывает Евгений Сахута.

Такое впечатление, что жизнь два века назад вращалась исключительно вокруг прялок ну или самопрялок, которые пришли им на помощь в конце XIX столетия, увеличив тем самым производительность сразу в несколько раз. Думаете, о чем можно было мечтать представительнице прекрасного пола в глухой деревушке долгими зимними вечерами? О том, как наполнить огромный сундук приданым. Поэтому и начинали девочки прясть раньше, чем говорить. Маленькой дочке дарили детскую прялочку. На свадьбе отец символично разламывал ее о колено. Если девушка умирала до замужества, прялочку клали на ее могилу...

В каждой местности была своя форма прялки. Например, на Полесье их делали зауженными кверху, вроде весла, а в центральной Беларуси — широкими прямоугольными. Из прялок наши предки умудрялись делать настоящие произведения искусства. Их расписывали и раскрашивали. Одна меня особенно поразила: автор из российской глубинки украсил ее фигурными цветными стеклышками! А вот белорусские умельцы, отмечает профессор Сахута, состязались в искусной резьбе по дереву. Двух одинаковых рисунков не найдешь. Квадраты с ромбами — точно флаг британский, но это, конечно, не он, а знак засеянного поля. Солнце — не просто символ жизни, еще и оберег. Напрядешь на прялке с солнцем ниток, наткешь из них ткани, нашьешь рубах — и все они тоже будут оберегами.

Удивительно, но факт: у полешуков и народов северной России рисунки на прялках одинаковые.

Есть прялки уникальные, выдолбленные из единого куска дерева, причем из нижней части ствола и обязательно с ответвлением корня. Это почти скульптура, работа ювелирная.

Прясть вручную перестали во время коллективизации, когда льняные и конопляные поля перешли в собственность государства. Ручную прялку заменила механическая. Впрочем, в некоторых музеях до сих пор хранятся прялки с изображениями... серпа и молота и пятиконечных звезд.

Эх, смотрим мы сегодня на пеструю палитру ниток в магазинах и ведь не задумываемся о том, откуда эти ниточки вьются.

— А ведь до сих пор в некоторых деревнях есть бабушки, которые используют прялки по их прямому назначению. Они растят лен, делают пряжу. И нарядов других не признают, кроме самотканых! — утверждает Евгений Сахута.

На фото: Профессор Сахута демонстрирует прялки из коллекции Сергея Шило.
Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter