Три «бриллианта»

Семья с двумя и более детьми — приоритет государственный
Семья с двумя и более детьми — приоритет государственный

Это четко записано в подпрограмме «Стимулирование рождаемости и укрепление семьи», одной из важнейших в Национальной программе демографической безопасности. Социологи говорят еще более определенно: если бы свой женский долг каждая белоруска выполнила как минимум трижды, страна бы надолго сняла вопрос о демографической безопасности с повестки дня. Согласно же официальным данным пока «идеальную модель» посчитали оптимальной и для себя всего 6 процентов семей. Почему счастливо совпадают глобальные национальные и камерные личные интересы — попытался понять корреспондент «СБ», заглянув на огонек в обыкновенную (а по меркам наших демографов — совсем не рядовую) минскую семью Богдан.

Точнее, мы напросились — и Ирина, Василий, Маша, Витя и Генрих Богдан великодушно подстроили под нас свой «рабочий» график. А он, надо сказать, у них поплотнее, чем у иных важных персон. «Лишнего времени — так, чтобы просто посидеть, глядя в окно, — у нас никогда не бывает», — говорит Ирина. Не с печалью — с гордостью. День действительно расписан по минутам — начиная с 6.30, когда звенит мамин будильник, и до самой полуночи, когда выключает компьютер папа. С утра все дружно разбегаются по делам. Старшие дети — в школу. Младшенький — в садик. Мама, акушер–гинеколог, — во 2–й роддом. Папа — на кафедру военно–полевой хирургии БГМУ, где работает доцентом, или в 4–ю клиническую больницу, где чуть ли не каждый день стоит у операционного стола. После обеда начинается круговерть «занятий по интересам» — весьма сложная процедура перемещений Маши, Вити и Генриха между музыкальной школой, бассейном и гимнастической секцией. Где папа маму подменит, где мама папу подстрахует, в общем, дома все в сборе часам эдак к восьми вечера. Уроки — ужин — водные процедуры. Ни на какие слабости типа сериалов времени уже не остается. Но сказка на ночь — святое. И это не рисованные чужой рукой мультики, не озвученные чужими голосами кассеты: о ежиках и драконах рассказывает мама и только мама, какой бы уставшей ни была. Как успевает?

— Успеть можно все, было бы желание, — улыбается Ирина. — Маша у нас — «студенческий ребенок», родилась, когда мы жили в общежитии. Тем не менее я за все шесть лет обучения в медуниверситете пропустила считанные лекции, да еще мы с Васей ухитрялись на дополнительные занятия ходить. Ни разу не брала я отпуск по уходу за ребенком и потом — ничего, справлялись. Причем, несмотря на то что всегда работала, всех кормила грудью до полутора лет.

Нет, эта многодетная мама точно какой–то новой формации. Она принципиально не желает быть «клушей–домохозяйкой»: представьте себе, вдобавок ко всем своим хлопотам взяла и поступила в клиническую ординатуру БелМАПО да еще каким–то чудом выкраивает время на занятия аквааэробикой. Донцову не читает. От шоппинга только устает. Зато за рулем смотрится ничуть не хуже папы. «Без машины я бы и половины не успела того, что делаю», — признается Ирина. Есть еще один секрет: делать одновременно несколько дел, легко, просто, не оглядываясь на других. Еда — главное, чтобы здоровая, автомобиль — главное, чтобы на ходу...

— Нет ощущения, что ради детей приходится от чего–то отказываться? — провокационный вопрос.

— От чего же? От устриц? Манто? От заграничных курортов, что ли? — искренне недоумевает Ирина. — Генрих подрастет — обязательно съездим. А пока прекрасно отдохнуть можно и в Беларуси. Далеко ходить не надо: вот у нас в зоне отдыха неподалеку — настоящий рай, с малиной, заячьей капустой, белками, елками, рыбками в пруду.

— Ну а от модного гламура?

Мама с папой переглядываются, усмехаются, пожимают плечами и дружно постановляют: «Никогда бы не променяли свою беспокойную жизнь на внешние эффекты!» Еще бы, у них ведь своих «бриллиантов», своих VIP–персон полон дом! Малышом озорник Генрих, забравшись на турник, так, бывало, и кричал во все горло: «Я! Я здесь главный!» А не по возрасту ответственный Витя увязывался за мамой хвостиком, когда та шла в кладовку, и, пыхтя, как настоящий добытчик, нес потом в ведерке свои пять картофелин к общему столу. Сегодня он — не смотрите, что первоклассник, — уже гордо протягивает мне папку с разнообразными дипломами об успехах. У шестиклассницы Маши папка похвальных листов, понятно, еще толще — круглая отличница, как в свое время мама с папой...

Что интересно, собственную «идеальную модель» Ирина и Василий создали еще до того, как государство разнообразными льготами начало поддерживать многодетных. Повышенных выплат Богданы не получали. Квартиру строили сами. Сами, без всяких кредитов, делали ремонт. Из всех своих невеликих преференций Ирина дорожит главной — дополнительным оплачиваемым выходным, пятницей. Потому что это опять же резерв времени, тот клад, который эта семья, похоже, не променяет на все золото мира. «Главное — задать детям правильный ритм жизни. Чтобы они понимали: драгоценна каждая минута, надо учиться, стараться, работать, — считает Василий. — Когда у нас встал вопрос о третьем ребенке, мы ни о какой помощи со стороны и не помышляли, просто были приятно удивлены, что нам еще что–то положено. Конечно, хорошо, если государство помогает, дает стимул тем, кому он нужен, но, по большому счету, дело не только в этом. Ведь дети появляются на свет для нас, родителей. В них наша радость и счастье. И вкладывая в них время, средства, силы, мы, можно сказать, инвестируем в будущее под хороший процент. Это вернется сторицей — их успехами, их любовью. Мы с Ирой ни о чем другом не мечтаем, ничего не просим и ни на кого не рассчитываем — верим, всего в жизни надо добиваться своим трудом».

Компетентное мнение

Татьяна КРАВЧЕНКО, председатель Ассоциации многодетных родителей:

— Сегодня трое детей — не просто «идеальная модель», а, я бы сказала, это даже тот минимум, который должен быть в каждой семье. Да, воспитать троих непросто, да, чем–то приходится жертвовать, но материнский труд вообще — самый тяжелый! Опыт членов нашей ассоциации показывает: все преодолимо, просто надо стараться. Тем более что сегодня многодетные семьи так поощряет государство. Очень многое, если не все, нынче зависит от личного выбора женщины. А он, в свою очередь, — от пропаганды. Вы посмотрите: на рекламных щитах счастливая семья у нас выглядит так — мама, папа и ребенок в единственном числе. Как будто все забыли, что по определению семья — это «семь я», то есть пять детей за родительским столом. Надо почаще напоминать людям об этой прописной истине. Капля ведь камень точит.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter