Наступает перелом в отношениях с ирландским драматургом Мартином Макдонахом

Три билборда по дороге в Пружаны

Невероятно, но факт: одного из самых востребованных современных драматургов, лауреата премии «Оскар» ирландца Мартина Макдонаха белорусские режиссеры ставят крайне редко. Уж не знаю, в чем тут дело. Проще им в который раз с головой уйти в Мольера. Хотя вот и рыжих актрис у нас хватает, и к ирландцам мы вроде как относимся с затаенной симпатией, на все упреки в их адрес встаем в третью позицию: а кто не пьет? А драматург–то хороший, ребята! Ставьте! Смесь нашего Антона Павловича с их Квентином Тонивичем. Люди пьют виски, а жизнь их рушится. Почему вы все время ходите в черном? Потому что я — священник, деточка, если ты, конечно, успела заметить. Провинциалы, островные жители, фрики, бандиты и неудачники — играй не хочу.

А уж удачные спектакли по Макдонаху в Беларуси можно перечесть по пальцам. Несмотря на всю его вроде бы понятную и выпуклую остросюжетность и привлекательность. Взял–принял отпечатки пальцев. Но как любой хороший драматург он еще и «спрятан»: в паузах, тишине, афоризмах, которые произносят вдруг непонятно почему. «А ведь в эту самую минуту в какой–нибудь южной стране сидит человек и думает: «Сяду сейчас в пирогу и поеду за бананами». Зачем это говорит герой Анатолия Ромашина в «Неоконченной пьесе...» Михалкова? Вот и Макдонах такой же, его уши — локаторы, улавливающие повседневную шелуху. Нет тут красивостей и демагогических призывов. И если у Чехова есть это извечное и тоскливое: «В Москву! В Москву!», то и у Макдонаха найдется схожий мотив, похожий на песенку Лепса и Тимати «Я уеду жить в Лондон».

Пока драматурга ставят, как написано, а написано, конечно, хорошо, и в этом своя трагедия. Макдонах манит, обещает столь часто употребляемое сегодня слово «фурор». Но часто режиссеры не показывают своего личностного отношения к материалу, минуют потаенные уголки подсознания и подтексты, иногда даже смягчают поступки героев: убирают, например, кипящее масло, которое пускают в ход в «Королеве красоты».

Одним из лучших спектаклей была постановка режиссера Дениса Нупрейчика в Новом драматическом театре по этой пьесе. И высокий класс спектакля не исчерпывался исключительно старым как мир трюком «мужик бабу играет». Вспоминается не совсем уверенный «Сиротливый Запад» в Купаловском, чересчур обезжиренная «Королева красоты» режиссера Ирины Тишкевич в театре Я.Коласа в Витебске, в котором кипящим маслом никто никого не поливал.

Нельзя не заметить, что и сам Макдонах к театральной драматургии явно охладел, переключившись на кино. Нет уже того энтузиазма. А как не переключиться, если работать с тобой соглашаются звезды первой величины? Колин Фаррелл, лауреат «Оскара» за предыдущий фильм Макдонаха «Три билборда...», а также Сэм Рокуэлл, Кристофер Уокен, Вуди Харрельсон и Фрэнсис Макдорманд. Свою новую пьесу «Очень–очень темная материя» драматург уже передал лондонскому Бридж–театру, где с 10 октября по 29 декабря пройдут ее премьерные показы. Ставит ее режиссер лондонских «Палачей» Мэтью Данстер.

И тем не менее верю, что в отношении одной из самых светлых голов нашей с вами современности намечается великий перелом. Он наступает на наших глазах! Худрук Минского областного театра неутомимый Валерий Анисенко уже приглашен в состав жюри III Международного фестиваля Мартина Макдонаха, который пройдет в октябре в Перми. Напомним, что именно худрук пермского театра «У Моста» Сергей Федотов первым поставил Макдонаха в России и на сегодняшний день считается «главным по тарелочкам». Ждем обещанных «Палачей» в Национальном академическом театре им. Я.Купалы на большой сцене, спешим на «Королеву красоты» в Гомельский городской молодежный театр.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter