Проверено: пропустят ли постороннего с большой сумкой в школу?

Тревожный звоночек

Зверские выходки психопата Влада Казакевича, устроившего резню бензопилой в ТЦ «Европа», или девятиклассника 74-й минской гимназии, нанесшего 17 ударов ножом своей учительнице русского языка и литературы, – это, к счастью, исключения из правил. Но кто может дать гарантию, что подобный трагический эпизод у нас больше не повторится? В России, к примеру, после трагедии в подмосковной Ивантеевке, когда ученик ворвался в школу с оружием и тяжело ранил педагога, росгвардия устроила массовые проверки систем охраны в школах. Подобную ревизию решили провести и мы. Взяв в руки большую сумку, корреспондент «Р» попытался как бы невзначай посетить несколько учебных заведений Минска.

Корреспондент «Р» набил сумку одеждой и пошел напролом в школы Московского района Минска.

К вам едет ревизор

Начнем наш рейд по Московскому району Минска. В нем учреждения образования расположены достаточно плотно. Рядом с гимназией № 146 — средняя школа № 155 и центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак». Детворы во дворах – тьма. Пока позволяет погода, они резвятся и на школьных стадионах и игровых площадках. 

Найти вход в гимназию № 146 сразу проблематично. Как оказалось, парадный вход спрятан во внутреннем дворике. Но попробуем зайти с тыла, дергаем дверь — не заперто. Зашел в здание: в вестибюле немноголюдно — идет урок. Первая моя ошибка — не учел расписание занятий. Не зная дороги, на секунду замешкался. Стою, как тополь на Плющихе, да еще и с огромной сумкой-баулом, в которую для объема напихал разного тряпья. Не заметить меня трудно. Вдруг слышу за спиной: 

— Молодой человек, вы к кому? – вахтер, мужчина в годах, звучно, но интеллигентно окликнул меня.

Получается, блицкриг не удался. Пришлось прибегнуть к запасному плану и выдать легенду:

— Я к брату, он в 8-м «Б» учится. 

Мужчина указал на расписание: 

— Ну пойдемте, глянем, какой у них сейчас урок. 

В расписании у 8-го «Б» числится 6 уроков. Уточняю: 

— А какой сейчас урок? 

— Седьмой. 

Второй мой прокол. Нужно было выбирать себе брата постарше, 

8-й «Б» давно уже сидит по домам. Сохраняю хорошую мину при плохой игре: 

— У них сейчас урок на третьем этаже, я могу подняться передать вещи? 

В ответ слышу категоричное: ну сейчас же урок идет, подождите здесь, посидите на удобных пуфиках. Еще несколько настойчивых приемов, но вахтер по-свойски объяснил: порядок такой, нельзя. 

Дальше притворяться бесполезно. Показываю удостоверение корреспондента. Мужчина сразу начинает улыбаться: 

— Вот не зря мне каждое утро начальство твердит: готовься к проверке. 

Слово за слово, с вахтером разговорились. Борис Владимирович  — отставной полковник ПВО, служба бросала от Минска до Сахалина, после выхода на пенсию преподавал в Военной академии,  потом ушел в бизнес. Но кризис внес свои коррективы. Дома было тоскливо сидеть, вот и пошел в школу вахтером.

Пост оборудован камерами наружного наблюдения. Внутри школы камеры тоже есть, но их не так много. Так что если бы мне все же удалось проскочить мимо Бориса Владимировича – искал бы он меня потом долго. На мой вопрос, а что бывает, если он на камерах увидит потасовку школьников, отвечает: все зависит от ситуации, может и сам выйти утихомирить, а для серьезных «заварушек» есть тревожная кнопка, как и в любой другой школе. 

— Я просто всех знаю в лицо и сразу заметил, что вы не местный, — Борис Владимирович объясняет, на чем я прокололся. — Постороннего легко вычислить по повадкам: он оглядывается по сторонам, мешкает, хотя вы вели себя непринужденно, сумку даже и не заметил. Недавно в гимназии установили систему входа по карточкам, которых в Минске единицы, но пока ею не пользуемся — ввод в эксплуатацию малость затянулся.

Около 30% учреждений образования Минска оборудованы электронными системами контроля доступа: турникетами, электронными проходными, кодовыми замками и видеодомофонами.

«Школа — это режимный объект»

На очереди СШ № 155. Я уже вошел в образ, на кураже. Фотографа оставляем в засаде, в гуще листвы аллеи. Уверенной походкой устремляюсь в здание: слева пост вахты — незамедлительно бросаюсь вправо, благо лестница расположена возле входа. Тревога так и не поднята. После короткого променада по этажам спускаюсь на первый, показываюсь на глаза вахтеру. 

— У нас в школе базируются спортивные секции и даже автошкола, так что незнакомых лиц достаточно, — объяснила мне дневной сторож, женщина средних лет. С таким потоком незнакомцев наблюдательность притупляется. 

В разговор включается директор школы, которая требует объяснений от нас, согласованы ли наши действия с Министерством образования. Но постойте, парирую я, по вашей логике, мы должны заранее предупреждать о проверках? А следом директор добивает меня аргументом: «Вы хоть знаете, что школа – это режимный объект». Она, видимо, вкладывает в этот термин свой педагогический смысл. 

Не стоит винить дневного сторожа в том, что мне удалось проникнуть в здание. В школе нет современных систем пропуска, пост вахты расположен вдали от входа, откуда он плохо просматривается. Установлено только наружное видеонаблюдение. 

Проверка на  безопасность

Школа № 181. Здесь мы снова попадаем на время урока, и снова в вестибюле никого. Во время перемены, когда в коридорах вавилонское столпотворение, мои шансы проскользнуть кратно бы увеличились. Нагло иду напролом к лестнице. Но в этой школе пост прямо возле входа и до лестницы идти нужно мимо вахты. Я уже успел поставить ногу на ступеньку и удивиться в сердцах, как же мне удалось прошмыгнуть. Но не тут-то было, вахта меня засекла.

На сегодня во всех школах Минска установлены камеры видеонаблюдения.
Как и в других школах, дневные сторожа разговаривают исключительно вежливо. Пресловутый «синдром вахтера» — это не про школьных работников. После доводов за то, чтобы пропустить меня, получаю короткий отказ. 

Завершающий штрих эксперимента – СШ № 208. Сразу скажу, что она наиболее оснащенная из всех, в которые наведался до этого, — видеодомо­фон, электронные пропуска и сразу два вахтера. 

Главный вход под защитой камеры, дергаю дверь — и вправду закрыто. Право слово, я опешил: неужели даже за порог не попаду? Благо захожу с мамой и двумя детьми и попадаю прямо в руки вахты. Даже если бы я пошел в другую сторону – там второй вахтер. Я в капкане. Вновь придумываю легенду, что я брат одиннадцатиклассника, вместе с вахтером иду к расписанию, но у придуманного класса нет уже занятий. В ответ импровизирую: а у них факультативы. 

— Я про это ничего не знаю, звоните брату, пусть спустится. 

После того как я раскрыл свою истинную личность, в беседе заместитель директора по хозяйственной работе Степан Жилюк пояснил мне: видеодомофон и систему электронных пропусков установили только к 1 сентября этого года. Она фиксирует факт прихода ученика. Затем информация передается в столовую, чтобы там знали, на сколько человек готовить обед. Вот до чего дошел прогресс! В наше время дежурных по школе отправляли по классам вести учет учеников.

3:1 не в нашу пользу

Когда я сам был школьником, про такую безопасность мы и подумать не могли. Но все же главным инструментом охраны школ тогда и сейчас остается зоркий глаз вахтера вкупе с его феноменальной памятью на лица, способной лучше любой электроники вычислять чужака. Из четырех школ, на пороге которых мне довелось потоптаться, удалось проникнуть лишь в одну. Моей изворотливости не хватило, чтобы ввести в заблуждение вахтеров, которые при помощи электронных систем действительно показали хорошую работу. Так что за безопасность своих детей родители могут не переживать. 

Комментарий

Ирина БУГАКОВА, начальник отдела технического надзора за капитальным и текущим ремонтом объектов образования комитета по образованию Мингорисполкома:

— Сегодня все без исключения учреждения образования оснащены системами видеонаблюдения для обеспечения безопасного пребывания на прилегающей территории и ограничения доступа посторонних лиц в здания. Также в учреждениях образования устанавливаются современные средства контроля доступа: турникеты и электронные проходные, с системой пропусков для родителей или законных представителей обучающихся, электронные кодовые замки и видеодомофоны.

Разумеется, чтобы оборудовать школы такими системами доступа, необходимы значительные материальные затраты, поэтому практически всегда они ставятся за счет Минобразования и лишь дополнительные меры безопасности (в большинстве случаев кодовые замки) — за собственные средства учреждений образования. Во всех школах Минска ведется журнал учета посетителей, а контроль за соблюдением пропускного режима осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией учебного заведения графиком дежурства.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter