Белорусская экономика начинает "выздоравливать"

Тревожный семнадцатый год

Перспективы развития нашей экономики давно определены. Параметры, по которым ей надлежит развиваться, мы знаем уже несколько месяцев. Другое дело, что «должен»  и «будет» — это глаголы совершенно разные. Особенно если вспомнить, что в прошлые годы по многим из определенных программой социально-экономического развития маркерам мы имели серьезные недовесы и недоборы. Правда, некоторые экономисты, придерживаясь постулатов Конфуция, говорят, что порой важна не столько цель, сколько пути ее достижения. А в этом отношении предпосылки вроде бы есть неплохие. 


Даже в Сбербанке России заметили: белорусский ВВП пошел на поправку. В макроэкономическом обзоре, которой на днях опубликовали аналитики этой структуры, черным по белому написано: экономика находится в состоянии глубокой рецессии, однако ее сокращение продолжает постепенно замедляться, эта тенденция наблюдается уже три месяца подряд. «Выздораливают», — сделали робкий вывод российские специалисты.

По итогам января — ноября падение нашей экономики составило 2,7% против 2,8% месяцем ранее. Одна десятая процента — вроде бы мелочь, но в данном контексте важна тенденция. Поддержку оказывают промышленность, сельское хозяйство и сектор услуг. Да, наш индустриальный сектор продолжает находиться под давлением нефтегазового конфликта с Москвой, который уже привел к недопоставкам сырья на нефтеперерабатывающие заводы, но впору констатировать: раз импульс спада замедлился, значит, постепенно пойдем на поправку. Кстати, такие же выводы делали аналитики и по другую сторону нашей государственной границы. В обзоре Всемирного банка, с которым также недавно довелось всем ознакомиться, говорится, что 2017 год для Беларуси будет не самым простым, но самое главное, что «дно» рецессии уже пройдено и к 2018 году явно прощупывается рост экономики. 

Рецепты спасения экономики просты и нетривиальны — для стимулирования создания новых частных предприятий необходимо дальнейшее улучшение условий ведения бизнеса. Хотя стоит признать, в последние годы в этой области был достигнут определенный прогресс — страна заняла 37-е место среди 190 стран в рейтинге «Ведение бизнеса». То есть в ближайшие год-два мы будем пожинать плоды прежних реформ и за счет этого сможем, как минимум, удержаться на плаву. Эксперты Всемирного банка настроены оптимистично по инвестиционной привлекательности Беларуси: по их подсчетам, наша страна в 2017 году может привлечь 1,5 млрд прямых иностранных инвестиций. Для этого, правда, придется пойти на некоторые законодательные и институциональные изменения.

Базовый сценарий роста экономики, который определило Правительство, составляет 1,7%. Хотя бюджет-2017 верстался исходя из пессимистичных предпосылок — чтобы не наступать на прежние грабли: цена на нефть падает быстрее, чем хотелось бы. В высоких кабинетах полагают, что в следующем году она будет танцевать вокруг отметки  45 долларов за баррель, но если даже она подешевеет до 30—35 долларов, трагедии не произойдет.

Главным достижением 2016 года в Правительстве называют инфляцию. Вернее, сравнительно невысокий ее показатель, если сравнивать с предыдущими годами, — 11%. Если цены будут вести себя так же, как они себя ведут сегодня, то есть шанс, что в следующем году мы увидим, как выглядит инфляция однозначная, то есть меньше 10%. А от этого зависит, в свою очередь, многое. Например, ставки банковского рынка. Сегодня предприятиям приходится утолять нешуточный голод банкиров и существующий уровень процентных ставок по кредитам не позволяет развернуться в полную силу. Это ж какой уровень рентабельности нужно иметь, чтобы платить по таким долгам, задаются вопросом представители реального сектора. Остается надеяться, что вскоре им будет полегче, ведь процентные ставки по кредитам банков будут на уровне 17—18%. После 33%, которые мы имели на начало 2016 года, это просто песня. Если так будет продолжаться, то наши предприятия перестанут работать исключительно на то, чтобы рассчитаться со своими долгами.

Понятно, что развитие белорусской экономики будет происходить в тесной связке с развитием экономики российской. Все-таки слишком многое у нас завязано на нашем главном торговом партнере, и от его благополучия, как ни старались бы мы диверсифицировать наш экспорт, зависит многое. А экономический прогноз для России на 2017 год очень пространный. Специалисты считают, что российский рубль укрепится к доллару (а с ним и белорусский), хотя нефть в цене и не вырастет. Санкции США и Евросоюза если и не отменят, то смягчат, но российской экономике это все равно не поможет: рост ВВП соседей будет практически нулевым. Нам в такой ситуации рассчитывать на что-то большее, по крайней мере, было бы наивно.

benko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter