Тревожный Ближневосточный пасьянс

На Ближнем и Среднем Востоке начало нового 2020 года выдалось горячим: 3 января американцы точечным ракетным ударом по району аэропорта в Багдаде уничтожили автомобиль, в котором ехал генерал Касем Сулеймани, глава спецподразделения «Аль-Кудс» иранского КСИР. Тегеран спустя пять дней отомстил ракетными атаками по американским военным объектам в Ираке. В итоге эксперты сегодня пытаются объяснить причины произошедшего и выстроить прогнозы из того, по сути, небольшого количества фактов, которыми обладают. 

zi.ua

Прогнозы можно условно свести к двум противоположным мнениям. Алармисты настойчиво повторяют, что все пропало и надо ждать большой войны — чуть ли не Третьей мировой. Нигилисты же скорый «конец истории» отрицают. Стороны уже договорились даже до проведения параллелей с убийством эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево в июне 1914 года, послужившего катализатором одного из самых кровопролитных военных конфликтов XX века. И, по-видимому, со временем подобных сравнений станет еще больше. 

Не будем забывать: Сулеймани держал в руках все связи и конструкции иранской региональной политики — доверенных лиц Асада, йеменских хуситских полевых командиров, иракских шиитских политиков, вождей ХАМАС и «Исламского джихада», многих других. Именно ему, и в этом солидарны все наблюдатели, иранский режим обязан своим нынешним положением в регионе. К тому же у Сулеймани были контакты и в Вашингтоне, еще с начала 2000-х годов. Не факт, что его сменщик, бригадный генерал Исмаил Гаани, обладает такими же связями и компетенциями. Не исключено, что недавние конфиденты Сулеймани с Гаани работать не будут, и тот утратит часть партнеров, которые были в руках бывшего командира «Аль-Кудс».

Стоит заметить: действующий политический режим в Тегеране никак не ослаблен громкой акцией американцев. Напротив. Мало того что Сулеймани был там героем при жизни, он стал еще и героем по смерти. И многие из иранцев публично поддержали свое руководство. То есть убийство генерала стало тем шагом, который будет способствовать объединению иранцев, а это серьезный фактор риска для США и их союзников. 

Пока иранские руководители продолжают сыпать угрозами: они обещают в случае ответной агрессии ответить так, что «встрепенется весь мир». Но тем не менее, кажется мне, ждать большой войны не стоит. Ведь есть два места приложения иранской негативной энергии, которые вполне могут вскоре стать ключевыми. Во-первых, это самая больная для США и мирового сообщества тема — создание ядерного оружия. Несколько дней назад в Тегеране уже заявили об отказе от соблюдения Плана действий 2015 года, и Иран пообещал, что сейчас же приступит к форсированным работам по обогащению урана. Во-вторых, это иракский вопрос. Беспорядки в этой стране, которые идут уже значительное время, сейчас перешли в новую стадию — возглавить их пытаются шиитские движения. Очевидно, именно этим можно объяснить осаду американского посольства в Багдаде и предшествовавшие ей удары по базам иракского шиитского ополчения. Так что, вероятнее всего, скоро влияние как Тегерана, так и собственно шиитской общины в Ираке только возрастет. Для США это очень важный фактор риска.

Это лишь отдельные основные моменты, которые вытекают из событий, произошедших в эти дни. На самом деле последствий будет гораздо больше: слишком уж непредсказуем этот регион — Ближний Восток. 

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter