Треугольник сварливых союзников

Украинский кризис дал старт целой серии конфликтов между государствами и актуализировал ряд исторических обид и претензий

Вряд ли стоит доказывать, что Соединенные Штаты делают все, чтобы превратить Германию, Польшу и Украину в отточенный клинок, направленный в сердце России. Возрастающие поставки вооружений, милитаризация общества, продвижение к восточным границам наступательной инфраструктуры, поощрение националистической идеологии…

А вот с последним пунктом выходит нестыковочка. Шовинистические нарративы всех этих трех стран включают не только русофобию, но и весьма серьезные претензии друг к другу.

­
Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Ради бога, пусть требуют (Польша от Германии репарации. — Прим. ред.). Может, и нам они должны… Прежде чем требовать от немцев компенсацию, подумай, что ты же тоже кому‑то должен. Это такая безмозглая ситуативная политика. Это можно понять в связи с тем, что они накануне грандиозного шухера — у них выборы. И они эту чашу, как мы в 2020 году с их подачи, изопьют до дна. Но только не с нашей подачи, мы их не будем трогать, а народ с них спросит. Поэтому политика изменится. Это чуждая польскому народу политика, которую проводит нынешнее руководство Польши. Они отвергнут эту политику. Но если поляки вообще очумеют и где‑то войнушку развяжут — это конец стране.

Во время общения с журналистами в Государственном мемориальном комплексе «Хатынь», 23 сентября 2022 года.

Позор, да и только

Очередной скандал разразился сразу после Нового года. В каком‑то смысле он был предсказуем, даже почти запланирован. Просто именно на 1 января приходится день рождения идеолога и руководителя украинского фашистского движения Степана Бандеры. Для его последователей эта дата является сакральной. Еще в декабре прошлого года улицу Пушкинскую в Изюме переименовали в честь Бандеры. Впрочем, к подобным финтам в Украине давно привыкли. Даже Владимир Зеленский сотоварищи высмеивал такие решения в своем «Вечернем квартале».
Но необандеровцы продолжают креативить. Власти Львовской области решили украсить рождественский вертеп в государственном историко‑культурном заповеднике «Нагуевичи» фигурами Бандеры и Байдена. Любопытно, какую роль им там отвели.
Возмущение в Польше вызвало то, что Верховная рада в своих официальных аккаунтах в соцсетях отметила день рождения Бандеры как значимую дату. А еще больше — селфи главкома ВСУ Залужного на фоне портрета лидера ОУН с его же цитатой.

После разгоревшегося скандала с сайта Верховной рады был удален пост, содержащий фотографию главкома ВСУ Валерия Залужного на фоне Бандеры.
Шум подняли польские журналисты. Дескать, что это такое? Этим украинцам помогают, размещают беженцев, предоставляют оружие, отправляют в страну наемников, а они все носятся со своим Бандерой!
Премьер‑министр Моравецкий вынужден был отреагировать, и уже 2 января заявил буквально следующее: «К любой героизации или даже упоминанию о Бандере мы относимся крайне критически, очень‑очень негативно. В моем первом разговоре с премьер‑министром Украины Денисом Шмыгалем после произошедшего я буду говорить об этом очень и очень однозначно».

Интересно, конечно, посмотреть, какая будет реакция на подобный выпад. Ведь самомнение у киевских правителей сейчас зашкаливает. Западная пропаганда сделала из них кумиров. Немалую роль в этом сыграли и польские политики.

Открутиться или отмолчаться?

Взять хотя бы недавнюю перепалку в польском сейме. Стоило только депутату Гжегожу Брауну озаботиться неконтролируемым притоком украинцев в его страну, как вице‑спикер сейма Малгожата Госевска устроила натуральную истерику. Она кричала, чтобы Браун с такими выступлениями убирался в Москву.

Тем временем есть все основания предполагать, что киевский режим и не собирается отказываться от героизации ОУН, УПА и их лидеров, прежде всего Бандеры и Шухевича. Их культ является частью государственной идеологии, на нем выстроена вся воспитательная линия в вооруженных силах.

А наступивший год будет ознаменован 80‑й годовщиной Волынской резни, когда эти самые бандеровцы зверским образом уничтожали польское население. И вот ведь, как назло для правящей партии, Национальный день памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами, отмечаемый 11 июля, придется аккурат на разгар кампании по выборам в парламент. Открутиться или отмолчаться здесь не получится. По данному поводу в партии «Право и справедливость» есть два подхода.

Одни (к ним относится Ярослав Качиньский) полагают, что нужно не бежать от проблемы, а использовать ее. То есть через память о геноциде оказывать давление на Киев, требуя от него политических уступок, вплоть до окончательного превращения Украины в польский протекторат. Один из вариантов такого плана предал гласности в ноябре прошлого года руководитель российской СВР Сергей Нарышкин. Другие (так называемое молодое крыло, включая Анджея Дуду и Матеуша Моравецкого) используют более гибкую тактику.
Не обнажая острых вопросов вроде Волынской резни, они втягивают Киев в систему отношений, где Польша играет роль доминирующего патрона. Яркое свидетельство тому — серия соглашений, заключенных в прошлом году.
Достаточно вспомнить эмоциональное заявление президента Дуды в мае 2022 года, что между Польшей и Украиной больше не будет границ. Но опять‑таки подобная линия весьма уязвима для критики. Ведь именно «Право и справедливость» в свое время раскрутила тему Волыни, прямо обвиняя своих предшественников во власти в недостаточном внимании к истории геноцида. Сейчас мы наблюдаем эффект бумеранга.

Ультиматум для немцев

Похоже, выход нашли через переключение внимания на другое направление.
Неожиданно для многих в разгар противостояния с Россией, когда Вашингтон и Брюссель громогласно провозглашали невиданную ранее сплоченность западного мира, поляки вдруг обрушились на немцев.
14 сентября прошлого года польский сейм утвердил резолюцию, в которой требовал от властей Германии «безоговорочно принять на себя политическую, историческую, юридическую и финансовую ответственность» за ущерб, нанесенный в период немецкой оккупации Польши в годы Второй мировой войны.
В октябре прошлого года польское правительство выставило и вполне конкретный счет: 1,3 трлн евро. Подсчитали все: убытки материальные и нематериальные, утраченные культурные ценности, компенсации семьям жертв оккупационной политики…
Была создана специальная группа по вопросу репараций, которую возглавил писовец Аркадиуш Мулярчик. Ведет он себя гиперактивно, если не сказать скандально. «У Германии есть выбор: либо она садится за стол переговоров с Польшей, либо мы поднимаем вопрос на международных площадках — в ООН, Совете Европы и ЕС», — заявил совсем недавно польский парламентарий. Кстати, с октября 2022 года он занимает пост статс‑секретаря по европейской политике в министерстве иностранных дел.
Реакция германского общественного мнения была довольно сдержанной. А вот за официальным ответом дело не стало. Даже не ответом, а, скорее, отповедью. В начале ноября МИД ФРГ направил польской стороне ноту, в которой уведомил, что вопрос о компенсации ущерба считает закрытым и ни в какие переговоры вступать не намерен.
В Польше использовали данный шаг как повод для очередного витка эскалации в двусторонних отношениях. Посыпались обвинения, угрозы, тему держали как заглавную ведущие СМИ. Стало ясно, что мы имеем дело с заранее срежиссированной пропагандистской кампанией.

Скандал с продолжением

И вот уже 3 января польское внешнеполитическое ведомство сообщило, что обратилось в ООН с просьбой о содействии в получении компенсации за причиненный ущерб с Германии. Собственно, все, как и обещал Мулярчик. Нет никаких сомнений, что данный скандал будет иметь продолжение.
Можно высказать предположение, что нападки Польши на официальный Берлин были санкционированы американцами. Те заинтересованы в дальнейшем ослаблении Германии как европейского лидера. Слишком уж возросло влияние этого государства за последние годы. К тому же и при Шредере, и при Меркель немецкое правительство «имело наглость» несколько раз ослушиваться указаний из Вашингтона. Наиболее показательный пример — эпопея со строительством «Северного потока — 2».

Сейчас руками поляков США сводят старые счеты, а заодно шлют предупреждение немецким политикам, чтобы те впредь не вздумали ерепениться. Есть свои резоны и у поляков.
Атака на Берлин — это еще и часть борьбы за лидерство в Европейском союзе. В Варшаве всегда были объяты шовинистическим угаром. А разразившийся украинский кризис, как кажется тамошним правителям, дает вполне реальный шанс стать державой номер один в Европе.
При этом следует отодвинуть Германию и вместо оси Париж — Берлин, на которой держится европейская политика, образовать новую конфигурацию — Париж — Варшава. К тому же нельзя сказать, что инициаторы скандала с репарациями не верят, что получат требуемые деньги. Если не все, то хотя бы часть. Они Польше ой как нужны. Ведь из‑за наступления правящей партии на суды и права человека Брюссель грозит резко уменьшить субсидирование строптивого члена ЕС. В этой ситуации никакие суммы не окажутся лишними. Даже возможность их получения накануне выборов сама по себе может выступать в качестве серьезного политического козыря.

Условия для хаоса

Если возвращаться к стратегии США в регионе Центральной и Восточной Европы, то принцип «разделяй и властвуй» всегда выступал здесь ключевым. Впрочем, как и в других уголках планеты.
Американцы в борьбе со своими конкурентами традиционно делают ставку на националистические и даже неонацистские группировки, разжигают шовинистические настроения. Иными словами, создают условия для управляемого хаоса, в котором только они понимают логику происходящего.
А значит, и получают свои бонусы. Правда, такая политика не раз заканчивалась, мягко говоря, не вполне удачно. Свежий пример — Афганистан. Похоже, и сейчас американцы не учли всей сложности давних перипетий в отношениях народов‑соседей. И здесь их ждет немало неожиданностей. Ведь есть же еще проблема польского меньшинства в Литве. А как быть с геополитическими претензиями Венгрии, где считают свою нацию несправедливо разделенной между различными государствами? Сейчас Вашингтон активизировался в Молдове. А там свой клубок застарелых конфликтов. И совсем рядом США с ковбойским размахом орудуют в Косово, разжигают противостояние на Балканах, пороховой бочке Европы…
Как мы видим, украинский кризис дал старт целой серии конфликтов между государствами, актуализировал исторические обиды и претензии. Все это результат политической безответственности.
И уже сейчас очевидно, что для обеспечения безопасности в нашем регионе, а значит, и мире в целом будет недостаточно прекращения боевых действий в Украине. Требуется всестороннее урегулирование, учет всех аспектов этой сложной проблемы. Именно в этом и заключается белорусский подход, который не раз озвучивался руководством страны и нашими представителями на международных площадках.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter