Третья мировая

Ошибки и жертвы американской войны с международным терроризмом
Ошибки и жертвы американской войны с международным терроризмом

Вчера Америка и весь остальной мир отмечали пятую годовщину терактов 11 сентября, которые унесли жизни почти трех тысяч человек. С того самого дня, как два захваченных террористами пассажирских самолета протаранили башни Всемирного торгового центра, третий упал на Пентагон, а четвертый рухнул в штате Пенсильвания, во всемирной истории открылась новая эпоха. Самое мощное государство подверглось самой мощной атаке. Это было объявлением войны, и Соединенные Штаты, поддержанные абсолютным большинством государств мира, вступили в схватку с международным терроризмом. Годовщина — это не только повод для скорби, но и время подвести некоторые итоги продолжающегося противостояния.

Для архивариуса пять лет не срок: гриф «Секретно» по меньшей мере еще несколько десятилетий будет охранять от огласки документы, проливающие свет на механизм принятия таких судьбоносных и противоречивых решений, как война в Ираке. Однако уже по имеющимся фактам можно судить об ошибке Белого дома. Причем это признают не только его зарубежные критики, но и сторонники администрации Джорджа Буша из сената.

На недавнем заседании сенатского комитета по разведке было заявлено, что доказательств связи бывшего иракского лидера с террористической группировкой «Аль–Каида» как не было, так и нет. Если у Саддама Хусейна и были какие–то контакты с экстремистами, то сугубо односторонние: Усама бен Ладен пытался выйти на связь, но ему отказывали. «Хусейн подозрительно относился к «Аль–Каиде» и рассматривал исламистских экстремистов как угрозу своему режиму, отвергая все просьбы группировки о материальной поддержке», — говорится в документе, выпущенном сенатом.

Совпадение или нет, но вчера в Багдаде в очередной раз возобновились слушания на судебном процессе экс–президента Ирака. Признание американских сенаторов отнюдь не снимает с него обвинений в геноциде курдов (суд, правда, идет туго, и складывается впечатление, что прокуроры надеются повторить вариант Милошевича с кончиной обвиняемого до вынесения вердикта). Но возникает закономерный вопрос: кто ответит за гибель многих тысяч мирных иракцев от практически ежедневных терактов? Что говорить, если при нынешних темпах смертности среди американских военных в Ираке уже через полгода число погибших достигнет количества жертв 11 сентября!

«В первые дни после 11 сентября мир стал единым — с ощущением всеобщей человечности и пониманием общих целей. Но пять лет спустя мы оказались на смертельном витке нарастающего насилия, стремительно распространяющегося терроризма и увеличивающегося числа человеческих жертв», — с таким заявлением вчера выступили американцы, потерявшие близких в башнях Нью–Йорка.

Конечно, на войне как на войне, но не следует забывать, ради чего она, собственно, развязывалась. Смысл ведь не в том, чтобы уничтожить Усаму бен Ладена. Была поставлена цель — защитить граждан. И что в итоге? Один из самых важных промежуточных итогов глобальной войны с терроризмом — это то, что мир вовсе не стал за эти годы безопаснее. На территории США, правда, новых терактов не было, но зато серьезно пострадали американские союзники, такие как Великобритания и Испания, пережившие свои «11 сентября».

Колебания от иракских потрясений ощущаются практически повсеместно. В воскресенье в Интернете появилась пленка с обращением второго человека в «Аль–Каиде» Аймана аз–Завахири. «Ваши лидеры скрывают от вас истинный масштаб катастрофы», — говорит личный врач бен Ладена в обращении. Он призывает мусульман бороться с американскими союзниками в Сомали, где недавно исламские ополченцы вытеснили поддерживаемый США альянс военных группировок из столицы, а также обращается к курдам в Ираке поднять оружие против американцев. Следующими своими мишенями «Аль–Каида» пригрозила сделать страны Персидского залива, поддерживающие союзнические отношения с Вашингтоном, и Израиль.

Еще один важный вывод, который позволяют сделать последние пять лет, — это потеря Соединенными Штатами того морального авторитета, который они получили как победитель «холодной войны» по принципу «Победитель всегда прав». Сегодня даже в западном мире, не говоря уже о мусульманских странах, мнение Вашингтона не воспринимается как истина в последней инстанции. Из жертвы терроризма США превратились для многих в страну, виновную в его распространении. Такое падение авторитета крупнейшей державы имеет свои риски для мира: во время недавнего ближневосточного кризиса была очевидна скованность американской дипломатии вследствие как раз таки отсутствия какого–либо влияния на участников конфликта.

За последние пять лет увеличился разлом между западным миром и мусульманским Востоком. И в исторической перспективе это может стать самым опасным последствием ошибок, допущенных стратегами из Белого дома. Возможно, волнения во Франции и операция в долине Бекаа не связаны напрямую с войной с мировым терроризмом, но она, очевидно, стала катализатором для пессимистических пророчеств американского геополитика–фаталиста Сэмюэля Хантингтона.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter