Третья экономическая фактически началась

Третья экономическая

С начала Великой рецессии в 2008—2009 годах как-то не покидает ощущение перманентной тревоги. Вроде бы солидные мужи из МВФ, Всемирного банка и других глобальных организаций и успокаивают выходом из кризиса на устойчивый курс роста. Их прогнозы даже иногда сбываются: мировой ВВП растет. Правда, жить от этой динамики как-то веселей не становится. Ни в развитых странах, ни в небольших национальных государствах. Наоборот, противоречия только углубляются. Некоторые цифры подтверждают предчувствие: существующая модель мирового устройства на ладан дышит.

vperedgazeta.ru

А шоки от пандемии только окончательно доломают обветшавшее мироустройство, которое, по сути, держится лишь на пропаганде пускай и привычных, но неактуальных парадигм. В них можно верить или нет, но третья экономическая фактически началась. И многое в глобальном мире окончательно поменяется. Как в любом вселенском катаклизме (COVID-19 яркое тому подтверждение), действует жестокое правило: каждый сам за себя. Поэтому в послекоронавирусном мире, видимо, совершенно другом, каждой стране придется самой бороться за место под солнцем. Если, конечно, удастся удержаться на плаву. 

Конец ХIХ — начало ХХ века современники считали эпохой технической революции: электричество, двигатели внутреннего сгорания, телеграф, радио… Большие и малые научные и инженерные открытия сыпались как из рога изобилия. И мир сразу стал теснее: расцветала и трансконтинентальная торговля, и глобализация в целом. Каждая страна (особенно империи) с таким аппетитом старалась урвать свой кусок пирога, что влипла в глубокий экономический кризис, щедро сдобренный социальными противоречиями. Появившиеся глобальные рынки капитала позволяли одалживать везде и много, особенно государствам с имиджем мировых лидеров (век назад таковой являлась Британия). Госдолг развитых стран с 40—45 процентов ВВП скакнул до 120—125 процентов в 1930-х годах. Нынче история повторилась. Если в середине 2000-х он стартовал с 35—38 процентов ВВП, то сейчас перевалил 100-процентную отметку. Не отстает и частный сектор в государствах «золотого миллиарда». В итоге совокупный долг этих стран уже почти достиг 400 процентов ВВП! Другими словами, он является невозвратным принципиально. 

Причем долги росли на фоне социальных перекосов. В начале прошлого века коэффициент Джинни (отражает уровень неравенства в доходах) увеличился с 42 до 52 процентов. В 1970-х упал до 40, а в 2019 году почти достиг 50-процентной отметки. После пандемии разрыв, вероятно, еще увеличится. Тренд на обогащение одних и обеднение других может закончиться только социальными катаклизмами. Впрочем, они уже начинают разгораться в развитых государствах, которые пока сохраняют внешнюю респектабельность, но внутри зреет системная массовая бедность, рискующая перерасти в нищету. 

Как и в прошлом веке, падает уровень глобализации и внешней торговли. Тогда стал терять в весе английский фунт, в конце концов уступив статус мировой валюты доллару США. Нынче и «американец» вызывает сомнение. Когда-то отказались от обеспечения золотом, сейчас эмиссия мировых валют вообще не подлежит контролю и ограничениям. Поэтому криптовалюта и пользуется популярностью. В итоге на фоне торговых войн ломается традиционная схема: развитый мир потребляет и является кредитором, остальной производит и кредитует. И европейско-американские политики не знают, как прокормить собственное население, которое пахать (в прямом и переносном смысле) разучилось. И каньон противоречий только углубляется с каждым днем, обостряясь до неприкрытых экономических конфликтов между крупными государствами и откровенного прессинга, если речь идет о малых странах. Может, третья мировая уже началась, как и многие глобальные конфликты, без объявления? Насколько уместны в этом разрезе дискуссии о месте Беларуси в глобальном мире, который заканчивает свое существование в старой модели? Не логично ли думать об укреплении своей «крепости»? Чтобы с максимальным комфортом переждать мировое смутное время, сохранить силы и аккуратно занять место под солнцем в новой глобальной модели. А она после пандемии будет другой. В этом, кстати, никто из экспертов на планете почти не сомневается. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter