Что такое "третий пол" и как с ним обходиться

Третий — не лишний?

Дождались. Или все–таки дожили? Как всегда в спор–клубе «СБ» участники дискуссии разошлись в оценках весьма неординарного и, пожалуй, даже одиозного события. Ньюсмейкером выступил Конституционный суд Германии, разрешив гражданам страны указывать в документах «третий пол». Как это существо будет называться, пока не ясно. Соответствующие правила должны быть разработаны к концу будущего года. Под решение даже подведено подобие научного обоснования. Мол, в высокую инстанцию обратился человек, чей пол нельзя однозначно определить даже при помощи хромосомного анализа. Озадаченные судьи вынуждены были согласиться, что он имеет право на некий особый статус, что и раззадорило азарт наших спорщиков. Одна участница диспута советует не принимать германскую новацию всерьез. Мало ли у них там принимается решений, которые в наших широтах воспринимаются настороженно. Пусть себе резвятся. Какое наше дело? Второй собеседник показал себя ярым ортодоксом и призывает чуть не каленым железом жечь саму гипотетическую возможность подобных проявлений у нас. Считает, что тихой сапой всякая зараза незримо может попытаться пустить корни и здесь. Поэтому действовать надо решительно и на упреждение.


Чью сторону поддержит читатель? Как всегда ждем ваших отзывов в комментариях к статье на портале www.sb.by.

Кругозор у вас завален

Виктория ПОПОВА
Дмитрий, ты безнадежен. Не хочешь попросту понять с высоты своей мудрости, что живем мы в то распрекрасное время, когда мир перестал быть черно–белым, сегодня он отчаянно цветной, и клеточки на поле можно раскрашивать разными фломастерами. В графе пол, интересы, семейное положение, социальные взгляды мало–помалу стало возможным выводить третий, можно сказать, философский вариант ответа — «иное». Наконец–то! Как много прекрасных смыслов открывается мне в этом слове: чую здесь и толерантную логику (ну не определился человек, дайте ему время подумать), и протестную (не хочу быть, как все), и даже экологическую — мир ведь приветствует биологическое разнообразие, от генов до экосистем? Отчего же человеку позволено сортироваться только по двум кабинкам — М и Ж?

В процессе эволюции сотни раз менялась вера человечества в единственно возможное устройство мира. Мы живем, как в сказке: никогда не знаем, что нас ждет за дверью, закрытой в будущее. Вот уже ученые–генетики разводят руками, не могут определить на основе хромосомного анализа кто перед ними — не то сын человеческий, не то дочь или неведомый науке «третий пол». Как постоянный зритель современного фестивального кино я их растерянность понимаю. Почти ни один прогрессивный современный фильм не обходится без этой деликатной темы: гомосексуальная пара пробралась даже в космический ковчег в последнем «Чужом» — в картину, рассчитанную на такого нечувствительного в вопросах терпимости зрителя, как массовый. О киноманских хитах и говорить не приходится. Последний изыск на эту тему я видела — оцени — в немецко–израильской ленте «Кондитер». Повару из Берлина, главному герою ленты, удавалось выкручивать гениальные печеньки, а вот с ориентацией своей он затруднялся определиться. Любовью всей его жизни стал еврейский финансист — если бы не «пятая графа», картину можно было бы и вовсе не затевать, настолько проходным и вторичным стал сюжет о нетрадиционной ориентации.

И тот факт, что инициативу с «третьим полом» подхватили именно немцы, можно сказать, предсказуем — абсолютно их тема, не наша. Вот здесь ты прав. Пока не встречала ни в отечественном кинематографе, ни в нашем драматическом театре попыток влиться в модный дискурс — если не считать такой скромной попыткой постановку Пинигина в ТЮЗе «Мотылек». Там по сюжету молоденький солдатик Коля Лебедушкин трансформировался в девушку Наташу, существо нежное, а оттого совершенно несовместимое с армейским уставом. Спектакль быстро ушел из репертуара, уж не знаю, по какой причине. И больше — ни–ни. Поэтому твой ужас перед «смешанным» полом мне представляется каким–то для нас необязательным. Давай рассуждать с холодным носом, ну какое нам дело до актов гражданского состояния немецкого налогоплательщика, до томных волнений его сытой плоти? Думаю, ровным счетом никакого.

Скажу тебе как художник художнику о том, что существо «третьего пола» рано или поздно ворвется в нашу жизнь, возвещали еще модные в 90–х журналы «Птюч» и «Ом». В тогдашней версии таких «вестников апокалипсиса» называли по аналогии с греческой мифологией — андрогинами (чувствуешь, какая избитая тема, еще в Древней Греции не все люди вписывались в стереотипы бинарной системы). Сегодня их и в Германии пока не придумали как величать: «смешанными», «иными» или «интерсексами». Если легенды оперируют с прошлым, то жанр фантастики позволяет нам заглянуть в ближайшее будущее, где уже прописаны первые роботы–андроиды, совершенно от людей неотличимые. Возможно, Дмитрий, с тобой рядом уже сейчас успешно функционируют первые модели таких реалистичных, человекоподобных андроидов, а ты как лесной человечек интерсексуалов боишься. Рекомендую тебе смело смотреть в завтрашний день, в 2030 год, например. Хотя бы и с помощью молодого польского режиссера Бодо Кокса. Его фильм «Человек с волшебным ящиком» произвел на ушедшем «Лiстападзе» фурор, зрители долго сидели в зале прибитые теми перспективами, которые откроет перед нами технический прогресс и эволюция: от дефицита воды до тотально «иного» контроля всех над всеми. Искусственный интеллект вытесняет человека на обочину — первые тестовые полосы для беспилотников уже совсем скоро появятся и на наших дорогах. Паспорт, традиционный бумажный, и какая–то там графа «пол», как ты понимаешь, в реальности становятся фиговым листком, за которым не спрятаться перед всевидящим глазом сканера. Так стоит ли всерьез беспокоиться о какой–то дополнительной графе в метриках? Дима, ау! XXI век на дворе. Еще раз призываю тебя выйти из сумрака, прогуляться по музеям, на фестивальное кино со мной сходить или в новый культурный кластер окунуться — в мире искусства тонко чувствующие перемены авторы уже разложили по полочкам все ожидающие нас комбинации хромосом. Пока, как мне кажется, твой кругозор прилично завален. Могу по–товарищески помочь с контрамарками.

viki@sb.by

Родила царица в ночь

Дмитрий КРЯТ
Ну вот и ты туда же, Виктория, в толерантную логику. Да у меня ее столько, что могу щедро поделиться. Она, вообще, в белорусском характере как неразменный пятак. Можем раздать всем странам, поучающим терпимости, сколько захотят взять и у самих нисколько не убудет. Вот только импортная толерантность какая–то странная. Парадокс, но она все чаще принимает воинствующий характер. Уже сейчас это проявляется в поражении в правах тех, кто просто неосторожно высказался о какой–то деликатной теме. Будь то чьи–то сексуальные предпочтения, гендерные убеждения или цвет кожи. Такие люди в продвинутых странах подвергаются общественной обструкции, их увольняют с работы, в след улюлюкают и кричат «ату»! И все идет к тому, что толерантное общество даже за неумышленную нетолерантность скоро будет бить, прости, Виктория, за резкое слово, морды, а то и упаковывать в тюрьмы.

Напрасно ты, Виктория, снисходительно пожимаешь плечами по случаю рождения нового фетиша. Вот смотри, бывают же случаи, когда человек появляется на свет, например, без рук или ног. Это печальная аномалия. Для конкретных семей — трагедия. Но ведь никому не приходит в голову на основе ошибки природы выдумывать новый вид человека. А тут один (!) субъект с кривой хромосомой вдруг заявил шальную мысль и под него кинулись прогибать всю систему взглядов на устройство человечества. Ну не дикость ли? Ладно бы таких, как он, была треть от живущих на планете, так нет ведь...

А вот тут давай попробуем пофантазировать. Важные судьи свое слово сказали, а завтра к ним придет еще один проситель, у которого хромосома вывернута в другую сторону. Что ж, прецедент есть, значит, под него будет узаконен четвертый пол. Потом пятый, десятый, сотый и так до тех пор, пока у кого–то не родится гениальная мысль: мы все такие разные, к чему путаница? Просто отменяем понятие пола как такового и дело с концом. Представляешь, как удобно? Все дискуссии об однополых браках, можно ли таким семьям заводить детей, — вдруг теряют смысл. Потому как теперь по общечеловеческим законам людям просто разрешено вступать в брак и детей иметь. Вроде и логично, но с ног на голову.

Страны, принявшие идею неделимого человека, автоматически становятся самыми продвинутыми и прогрессивными. Остальные, сохранившие деление по половому признаку, объявляются дремучими деградантами, а то и тупиковой ветвью эволюции. В общем, человеки и недочеловеки. Улавливаешь? А тут и до крестовых походов во спасение полшага.

Напугал, коллега? Уж прости, что вдруг назвал тебя этим безродным словом. Завелся... На самом деле, Вика, все еще не так плохо. В гендерном вопросе я категорический противник полутонов. Есть М и Ж, а остальным буквам алфавита в этом коротком ряду места нет. И я искренне убежден, что людей, так считающих, на планете абсолютное большинство.

Пол человека

Читайте также

Другое дело, что бредовые идеи очень настойчиво продвигаются за пределы тех государств, в которых они рождены и узаконены. Поэтому твое легкомысленное «нас это не касается» я разделить не могу. Поскольку убежден, что если бы не твердая, поддержанная обществом позиция государства, нацеленная на сохранение исконных ценностей, института традиционной семьи, то и у нас уже давно бы правили бал парады под радужными флагами. Ты же сама говоришь о новомодных трендах в искусстве. Что же получается, не в лоб, так в обход наступают жертвы хромосомного вывиха?

Нет, Виктория, в такое кино я не пойду. Скажу больше и вполне серьезно. Разрушению моральных, нравственных устоев, девальвации традиционных ценностей необходимо давать самый решительный отпор. И, боюсь, одними лишь воспитательными, просветительскими мероприятиями здесь не обойтись. На мой скромный взгляд, нужно избавиться от ложного, навязанного извне стыда и называть вещи своими именами. Любая сексуально–гендерная аномалия в народном лексиконе имеет вполне четкое и емкое определение. Жаль, что не всегда печатное, но абсолютно отражающее всю глубинную суть отношения нашего общества к проблеме. И это хорошо.

Ну а в качестве страховки на будущее не исключу, что имеет смысл выстраивать более основательную линию обороны. Вплоть до законодательных барьеров, которые надежно встанут на пути чуждых идей. И если наши люди всей душой за традиционную семью, то, может, и в Основном Законе такая строка будет нелишней. По крайней мере, она не позволит кому бы то ни было бегать в перспективе с законопроектами о многообразии полов, их полном упразднении, брачном плюрализме и прочими морально–нравственными увечьями. Не нами этот мир создан, не нам его и перекраивать. Тем более по лекалам эксцентричного меньшинства. Мы вполне терпимо к нему относимся со всей своей толерантностью. И уже в силу этого вправе ждать адекватной ответной благодарности. Хотя бы в виде деликатной, тихой и уединенной практики своих чудаковатых увлечений. Больше и не надо.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter