Футбольная Суперлига из мегапроекта превратилась в мыльный пузырь

Трест, который лопнул

Можно сказать, сели в лужу. Или дали маху — кому как больше нравится. В общем, оконфузились. 12 главных футбольных толстосумов, возжелав создать для себя закрытую элитную площадку и самим делить барыши по собственному усмотрению, остались в дураках. Взорвавшая пространство новость о том, что дюжина топ-клубов Европы выходит из Лиги чемпионов и уже осенью стартует в новом проекте — Суперлиге, на поверку оказалась не водородной, не атомной и даже вообще не бомбой. А всего лишь мыльным пузырем, непомерными амбициями закулисных дельцов. Шарик тихо лопнул, едва оторвавшись от соломинки.


Двое суток, которые просуществовал проект, безусловно, войдут в историю мирового футбола как его главный анекдот. Или как величайший блеф, сумасшедшая афера. Но суть и того и другого блестит на солнце золотой монетой. Как писал старик О. Генри в своем «Благородном жулике», «каждый доллар в руке у другого он воспринимал как личное для себя оскорбление, если не мог воспринять его как добычу». Это о них — о владельцах клубов, которые заварили эту кашу.

В двух словах, если кто-то вдруг еще не в курсе, смысл истории таков. В ночь с воскресенья на понедельник 12 европейских клубов (английские «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити», «Челси», «Арсенал», «Ливерпуль» и «Тоттенхэм», испанские «Реал», «Барселона» и «Атлетико», итальянские «Ювентус», «Милан» и «Интер») заявили о создании нового клубного чемпионата — Суперлиги: закрытого турнира с участием 20 популярных команд Европы (15 постоянных и еще пяти сменяемых). Этим заявлением бунтари, по сути, вывели себя в отдельную касту футбольных небожителей, наплевали на законы и принципы УЕФА и ФИФА, на болельщиков и интересы всех других команд и национальных лиг. Короче, на всех разом. Пожелали превратить футбол в исключительно собственную игрушку и положить ее себе в карман. Сделать из футбола личный город в табакерке — забавляться, радоваться и, конечно, богатеть.

Главными инициаторами бучи (назовите ее хоть попыткой революции, хоть переворотом) стало одиозное трио, которое и возглавило новую организацию, а именно — президент «Реала» и знатный деляга Флорентино Перес, его избрали вожаком, и заместители — президент «Ювентуса» Андреа Аньелли (по такому случаю он даже вышел из исполкома УЕФА и Ассоциации европейских клубов, главой которой являлся), а также один из владельцев «Манчестер Юнайтед» Джоэль Глэйзер. Главной завлекаловкой для всех, конечно, стала шкура неубитого медведя, делить которую стали тут же, с остервенением подсчитывая будущий навар. Проект нарисовали футуристический — почти футбольные Нью-Васюки! Только на начальном этапе существования на свое развитие Суперлига должна была получить 10 миллиардов долларов! Большую часть этой суммы обещал предоставить (в кредит, естественно) мощный финансовый холдинг из США JP Morgan (не исключено, что со временем Суперлига превратилась бы в некий аналог баскетбольной НБА — закрытой мощнейшей финансовой лиги развлечений). За продажу телевизионных прав турнира планировалось срубить еще в районе 5 миллиардов. А дальше — контракты, спонсоры, реклама… И где-то в пятилетке, вероятно, первый межгалактический футбольный турнир. Как же без него?

Однако, как это часто бывает, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Во-первых, ФИФА и УЕФА восприняли такой фортель как личное оскорбление и увод финансовых потоков из-под своего контроля, что вполне справедливо. «Хотите? — сказали отщепенцам. — Пожалуйста! Но тогда вы не сможете выступать в своих национальных первенствах, а ваши игроки потеряют право принимать участие в чемпионатах мира и Европы». Шах и мат! Потому что болельщики в этом случае разорвут руководство клубов-революционеров на тряпочки. Президент УЕФА Александер Чеферин и вовсе разошелся не на шутку. «Суперлига, — сказал он, — это плевок в болельщиков. Мы не позволим им  забрать у нас футбол!» Пафосно, но резонно. И дальше в том духе, что, дескать, у УЕФА огромные претензии к «главному разочарованию и самому большому вруну» Аньелли, дочери которого Чеферин, между прочим, приходится крестным отцом. Других основателей Суперлиги глава УЕФА назвал группой жадных клубов, а саму лигу — организацией-фантомом. Что, в общем-то, недалеко от истины.

К тому же в этой истории есть другие пострадавшие, помимо ФИФА и болельщиков. Это иные финансовые выгодополучатели. Как, например, самый богатый клуб Европы ПСЖ, который на пушечный выстрел не приблизился к Суперлиге. Почему? А ответ прост. Владелец парижан Нассер Аль-Хелайфи входит в совет директоров УЕФА, а также возглавляет beIN Media Group — именно этот катарский вещатель купил трансляции Лиги чемпионов, а еще владеет правами на показ многих ведущих чемпионатов. На кону миллиарды долларов! А вы говорите, что футбол — это просто игра…

В общем, путч провалился. Под давлением национальных федераций, ФИФА, УЕФА, болельщиков и здравого смысла клубы-оппортунисты стали массово давать задний ход. Первыми, конфузясь, словно нашкодивший в тапки кот, из Суперлиги сбежали все английские клубы, а «Арсенал» и вовсе едва ли не на колени бухнулся в слезных извинениях. После такого резкого демарша в обратную сторону даже главный Мориарти европейского футбола Андреа Аньелли вынужден был сдаться: «Без английской шестерки наш проект невозможен». Впрочем, что-то подсказывает, что точку в этой истории ставить все же рано, продолжение наверняка последует.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter