Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Каждый кухонный советчик возомнил себя гуру психологии». Почему на рынке дополнительного образования так много дилетантов

Тренинг без подвоха

Стать успешным, продвинуться по карьерной лестнице, открыть внутреннюю энергию – все это предлагают надоедливые объявления у подъезда, навязчивая контекстная реклама в интернете, а также письма в электронной почте, которые компьютер автоматически отправляет в спам. Все ли тренинги одинаково бесполезны? Как выбрать эффективный? Нужно ли проверять наличие лицензии у коуча? На вопросы корреспондента «Знаменки» ответил директор тренингового центра «Квадратный апельсин», который входит в Ассоциацию дополнительного образования и просвещения, Василий Пронь.


– Еще лет десять назад о тренингах почти никто не знал. Почему они вдруг стали так популярны? 

– Темп жизни современного человека очень быстрый. Чтобы за ним успевать, нужно быть психологически готовым к переменам и обладать знаниями и навыками. Принцип «образования на протяжении всей жизни» даже прорабатывается в Национальной стратегии устойчивого развития страны до 2035 года. 

Бурное развитие тренингов – мировой тренд. В Германии, например, каждые два-три года принято проходить обучение. Причем государство частично компенсирует сотруднику курсы и выделяет оплачиваемый отпуск. У нас рынок дополнительного образования пока в процессе формирования. Мы наблюдаем небывалый рост предложений тренингов, курсов, семинаров, и это закономерно. Вначале отдельные энтузиасты прощупывают почву, создают репутацию, а когда спрос на услуги вырастает, появляется идея, что это элементарно и можно хайпануть. В результате количество предложений резко увеличивается, а качество в среднем падает. Залы могут собирать даже непрофессионалы без практической подготовки, но с агрессивным маркетингом. Рынок лихорадит. Чтобы он стабилизировался, может понадобиться несколько лет.

– В чем разница между тренингами и психотерапевтическими группами?

– Первые ставят перед собой обу­чающие цели. Их деятельность регламентируется Кодексом об образовании. Статья 1.11 предусматривает проведение образовательных программ совершенствования возможностей и способностей личности без лицензирования. Вторые направлены на достижение терапевтического эффекта, трансформации личности. Законное право на осуществление этого вида деятельности нужно документально подтвердить, так как он относится к лицензируемому. 

– Как понять, что на самом деле стоит за красивыми обещаниями анонсов тренингов? 

– Есть несколько критериев, по которым я рекомендую выбирать тренинг. Первый – соответствие обещаний реальности. Если кто-то берется за два часа изменить всю вашу жизнь, это повод насторожиться. Второе, что важно оценить, – получите ли вы на семинаре конкретные навыки. Если основная его цель «открыть третий глаз» или «перевернуть вашу жизнь», то он вряд ли окажется полезным. Также стоит обратить внимание на возможность вернуть деньги, если семинар не оправдал ожиданий. Не последнее значение имеет информация о тренере. Помимо его «способности приносить свет» обязательно должно быть написано, где и когда он учился, хорошо бы увидеть скан его дипломов и сертификатов.

– А можете привести пример рекламы тренинга, на который идти не стоит? 

– В интернете есть замечательная пародия на маркетинговые штампы – сайт, продающий условный тренинг который научит успешному успеху. Обещают, что вы сможете «убить таракана взглядом», «прямо сразу пойдете открывать свое ИП». А тренеры расскажут «как нести бред со сцены так, чтобы тебя позвали выступать еще раз и не сильно побили», а также дадут советы по «увеличению прибыли с помощью бессмысленных действий». 

Советую подходить к выбору тренинга серьезно, чтобы после курса оставаться не с «осадочком», а с прикладными навыками для жизни. 

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter