Александр Григоров делится мнением о происходящих в белорусском спорте знаковых событиях

Тренер всему голова

Официально эпоха Александра ГРИГОРОВА (на снимке) в белорусском спорте закончилась в 2012 году, когда он подал в отставку с поста руководителя Белорусской федерации гребли. Министерская карьера оборвалась и того раньше — в 2009-м. Сейчас Григоров вне большой игры. Тренирует боксеров. Возглавляет кафедру физического воспитания и спорта БГАТУ. И время от времени с высоты своего опыта делится мнением о происходящих в белорусском спорте знаковых событиях. 

— Александр Владимирович, как считаете, передача нам права проведения Европейских игр — это победа нашего спорта?

— Кто бы что ни говорил, но проведение соревнований такого уровня — это всегда значимый успех для любой страны. Правда, нужно понимать, что турнир (и особенно такой масштабный) мало получить — его еще нужно организовать и провести на должном уровне. Внимание к подготовке и самим соревнованиям будет очень высоким, все этапы будут рассматривать в буквальном смысле под увеличительным стеклом, и поэтому организаторы в идеале не должны допускать проколов. 

— Могут ли Европейские игры стать рычагом воздействия на всю систему нашего спорта? 

— Сами по себе Игры — это экзамен. Возможность показать результаты проделанной работы. И те спортсмены, которые смогут там выступить, уже не просто родились, но уже не первый год тренируются в существующей системе. То есть за два с половиной года их можно лишь попробовать подвести к этому старту и дать возможность показать свой максимум. Ну и, конечно, исключить возможные допинговые вопросы. Это все само по себе не очень сложно: чтобы нагрузить и получить результат, много ума не требуется. Куда сложнее нагрузить, восстановить и еще раз нагрузить. А большая часть тех, кто знал, как это можно сделать, увы, уехали или просто оказались невостребованными. 

— Можно на эти два с половиной года пригласить в Беларусь несколько серьезных специалистов в тех видах, на которые мы делаем основные ставки в 2019 году...

— У нас сегодня много говорят о том, что тренеры должны в обязательном порядке учить английский язык. Дескать, так они смогут учиться у иностранцев. У меня же возникает встречный вопрос: а почему иностранцам не стоит подучить русский? Наши специалисты во все времена готовили чемпионов мира, победителей Олимпиад. Потом уезжали и делали то же самое за границей. То есть мы, пытаясь найти спортивного пророка за границей, часто попросту не ценим тех, кто есть дома. При этом любой сведущий в спортивной кухне человек вам скажет: ни один успешный тренер никогда не откроет всех своих секретов. Да, можно с ним поговорить, можно посмотреть, что и как он делает на тренировках. Но никогда он не даст вам докопаться до сути того, почему он в конкретной ситуации с конкретным спортсменом поступает именно так, а не иначе. Тренеры — они в какой-то мере как знахари, несут свою тайну, сложенную из знаний, опыта и интуиции. Легионеры просто приезжают, отрабатывают зарплату и растворяются. Такая практика приемлема лишь в отстающих видах спорта, да и то лишь на правах консультанта главного тренера сборной, который все равно должен быть из числа белорусских специалистов. 

— Вот еще проблема: именитые спортсмены после окончания карьеры часто оказываются не у дел. 

— Здесь, кстати, все не так однозначно, как принято считать. Вот, например, художественная гимнастика. В ней девочки «уходят на пенсию» в 20 лет. Понятно, что в таком возрасте не каждая из них может быть полезна на руководящей должности. И потому я в первую очередь говорю о тренерах. В спорте мозги всегда важнее накаченных мышц. Если тренер сумел подготовить одного чемпиона, то он, вероятнее всего, сумеет подготовить и второго, и третьего. Он с годами становится лишь опытнее и многие вещи начинает чувствовать интуитивно... 

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter