Тренер по фигурному катанию Виктор Кудрявцев: невозможно добиться результатов, если ты просто проводишь тренировку

На льду «Минск-Арены» стартовал чемпионат Европы. До субботы сильнейшие фигуристы Старого Света будут показывать программы максимальной сложности, зрители — наслаждаться атмосферой настоящего спортивного праздника, юные спортсмены — впечатляться и мечтать о будущих вершинах. Таких горящих глаз Виктор Кудрявцев в своей жизни видел уже немало. За долгую тренерскую карьеру он успел подготовить много спортсменов, заявивших о себе на топовом уровне, и сегодня считается одним из самых заслуженных и уважаемых тренеров не только в России, но и в мире.

В Беларусь в эти дни Кудрявцев приехал работать. Причем не в «Минск-Арене», где блеск платьев и каскады отточенных пируэтов, а на небольшом катке СДЮШОР по фигурному катанию, где Виктор Николаевич каждый день проводит мастер-классы для детей. Не «выставочные», которых подсознательно ждешь от 81-летнего специалиста, а полноценные, рабочие, по ходу которых Кудрявцев разве что сам не выходит на лед, показывая каждый новый элемент и разбирая ошибки. В этом суть его подхода, который уже не единожды приносил результаты и которому сегодня он пытается научить не столько детей, сколько тренеров.

 — Меня пригласила ассоциация «Федерация фигурного катания Витебской области» и в первую очередь ради мастер-классов. Я с радостью согласился. Чемпионат Европы я и в Москве мог посмотреть, а вот за каждую возможность передать свои опыт и знания берусь с удовольствием. Ведь в фигурном катании очень важно заложить правильную базу, на которой после будут строиться выступления и результаты. Я столкнулся с тем, что и в Минске, и в Витебске очень многие тренеры не знают основ подготовки фигуристов. А ведь это напрямую сказывается на той технике, которой учатся ребята.

  — Это можно исправить за неделю мастер-классов?

 — Все зависит от спортсмена, но моя главная задача — работа с тренерами. От них все зависит, они должны начать работать творчески, учиться чему-то новому. Сейчас многие строят учебный процесс по принципу «как есть». Невозможно добиться результатов, если ты просто проводишь тренировку от начала и до конца. Очень важно к этой тренировке готовиться, искать какие-то новые идеи и подходы. Хореография, упражнения на льду… Я увидел в Беларуси очень много юных фигуристов, которые обладают изначально хорошими данными. Но чтобы добиться результата, с ними нужно правильно и много работать. Причем с учетом современных тенденций.

  — Нынешние дети сильно отличаются от тех, с которыми вы работали в 1950—60-е годы?

  — Я помню немало фигуристов из 1960-х, которые катались интереснее, чем нынешние ребята. Они были старательнее и мотивированнее. Готовы были очень много работать. В этой мотивации и заключается главная разница, но самое интересное, что сами дети здесь не при чем. Тогда результаты объяснялись тем, что с фигуристами работала целая плеяда сильных тренеров. Это они привили им работоспособность и мотивацию. Сегодня далеко не все способны «зажечь» своих воспитанников. В Беларуси, например, появилось немало местных тренеров, которые не прочувствовали, не узнали толком основ фигурного катания. Это сказывается и на их отношении к работе, и на учениках. Фигурное катание строится не на монотонном повторении элементов, а на эстетике их исполнения и зрелищности. Хотя, конечно, сегодня это очень скоростной и силовой вид спорта.

  — С одной стороны, много спорят об усложнении программ, а с другой — о том, что фигурное катание становится все более молодым видом спорта. Это хорошо или плохо?

  — Я не считаю, что постоянно усложнять программы в таком молодом возрасте — это преступление. Молодой организм априори может сделать более сложные элементы. Именно в 16—17 лет нужно начинать разучивать элементы уровня «ультра си». Хотя здесь есть очень сложный момент. Такие нагрузки могут воспринимать не все. Точнее, не все могут достаточно серьезно на них настроиться. В этом случае спортсмены могут «сломаться». Поэтому очень важно изначально принять решение: ради чего ребенок приходит в секцию фигурного катания. Если в планах — Олимпиада, без серьезных нагрузок уже на начальном этапе не обойтись.

  — Сегодня есть Алина Загитова, которая выиграла Олимпиаду в 16 лет. Это свидетельство новой реальности в фигурном катании или феномен?

  — Безусловно, феномен. С другой стороны, сегодня есть и Александра Трусова, которая уже к 12—13 годам обладала колоссальной прыгучестью и работоспособностью. Важно иметь предпосылки к тому, чтобы освоить сложные элементы: четыре оборота, каскады. На это в таком возрасте способны единицы.

В Беларуси Виктор Кудрявцев показывается не часто, но наша страна в его жизни появлялась не единожды. В начале 2000-х в Минск переехала его воспитанница Юлия Солдатова, добившаяся под белорусским флагом серьезных успехов. Сегодня вместе с Юлией Соловьевой Виктор Николаевич помогает преодолеть путь к пьедесталам еще одному перебравшемуся из России в Витебск спортсмену — Александру Лебедеву. Утверждает: парень способен на многое, а сами миграции спортсменов, тренеров — часть современного фигурного катания, которая лишь помогает в развитии.

 — Российская школа по-прежнему сильнейшая в мире. Причина в массовости. У российских тренеров есть возможность выбирать из огромной массы занимающихся те самые уникумы. Феномены, способные удивить весь мир. С другой стороны, российские специалисты сегодня работают по всему миру. Многим это не нравится. Кто-то считает, что они готовят конкурентов для российских спортсменов, отдают знания, которые раньше приносили успех. Я отношусь к этому иначе. Да, российские специалисты есть и в Америке, и в Канаде. Их воспитанники добились серьезного прогресса, но ведь россияне по-прежнему среди лидеров. Усилившаяся конкуренция сказалась на росте результатов во всех странах, и этот процесс не может не радовать. Фигурное катание точно выиграло от такого распределения тренеров. На нынешнем чемпионате Европы в Минске даже представительницы традиционно не самых сильных стран показывают очень сложные элементы. Да, им пока не хватает стабильности, но арсенал у них очень серьезный.

  — Одно дело когда переезжают тренеры, и другое — спортсмены…

  — Если у спортсмена есть возможность переехать без каких-то сложностей, ее нужно использовать. Особенно если речь идет о переездах в Азербайджан, Армению, Грузию, Израиль. У многих российских спортсменов есть корни в этих странах, и для них нет проблем оформить переход без карантина. В России очень много фигуристов. Даже участница первенства или чемпионата России, занимающая там десятое место, на чемпионатах Европы или даже мира может претендовать на призовое место. Когда в свое время Юлия Солдатова пришла с вопросом о переезде в Беларусь, я сразу дал ей «добро». Если спортсмену где-то лучше, его нужно отпустить. Мне же было очень приятно, что моя ученица добивается успехов. Кстати, Юля потом вернулась в Москву, пробовала тренировать, но с недавних пор стала домохозяйкой. У нее двое детей, муж — врач сборной России по футболу. Невозможно совмещать тренерство и заботу о семье. Всегда приходится идти на какие-то жертвы. Зато сегодня, встречая в «Минск-Арене» своих бывших учеников, я радуюсь их успехам и чувствую, что сумел через них внести свой вклад в историю мирового фигурного катания.

Виктору Кудрявцеву — 81. Но в свои годы он по-прежнему тренирует и даже является старшим тренером-консультантом сборной России. Объясняет: непросто, но чувство причастности к большому и любимому делу перевешивает все трудности.

  — Тренер — это не просто работа. Это жизнь, к которой нужно быть расположенным и ради которой нужно быть готовым на жертвы. Мало прийти на площадку, показать упражнения и ждать результатов. Даже присутствуя на трибунах «Минск-Арены», я слежу за выступлениями спортсменов, не как болельщик. Оцениваю, сравниваю.

 

— Чего стоит ждать от минского чемпионата Европы?

 — Я жду хороших выступлений от российских ребят. Плюс интересно будет посмотреть на Алину Загитову. Для нее минский чемпионат Европы — очень важный старт, определяющий всю карьеру. После Олимпиады у нее не было больших успехов, и это объясняется тем, что в свои юные годы эта девушка уже получила все, чего другие не могут добиться за всю свою жизнь. Ей не хватает мотивации, к тому же сложно справиться с психологическим давлением. Уже сегодня несколько девочек, которые в силу возраста еще не могут выступать на взрослом чемпионате Европы, выполняют прыжки не менее, а то и более сложные, чем Загитова. Если бы они выступали в Минске, разыгрывали бы медали. Нынешние соревнования должны дать ответ: способна ли Загитова справиться с этим давлением и выйти на новый уровень восприятия. Очень интересная и показательная ситуация, и я рад, что все мы получили возможность следить вживую за ее развитием.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter