Трендовый нацизм: как идеи Гитлера вновь обретают популярность на Западе

Трендовый нацизм

Корень зла

Нацизм был не только следствием недовольства некоторых участников итогами Первой мировой войны, но и являлся органическим продуктом капиталистического общества. Провал геополитических амбиций целого ряда государств Старого Света, вынашивавших планы реванша, националистический угар, начавший набирать обороты еще в эпоху строительства наций в XIX веке и вышедший на пик во время глобального столкновения народов, вызвали общеевропейский сон разума. А он породил чудовище — нацизм.

Чем закончился глобальный «коричневый эксперимент» в прошлый раз, известно всем: почти 60 миллионов жизней, колоссальные разрушения и превращение главного выгодополучателя войны США в одну из двух сверхдержав. Германию же ждала денацификация, которая, впрочем, не стала панацеей от возрождения фашизма: в находившейся под контролем американцев, англичан и французов Тризонии ее проводили спустя рукава. Конечно, главные нацистские преступники отправились на эшафот, но миллионы низкоранговых деятелей избежали наказания. Многие из них и вовсе уже в 1949 году после создания ФРГ стали возвращаться к работе, причем лица нацистских бонз периодически мелькали даже в правительстве первого канцлера Конрада Аденауэра — специалистов по государственной работе отчаянно не хватало, и никто не смог придумать хода умнее, чем вернуть в строй былых функционеров Третьего рейха.

Украина. Факельное шествие.

Тот-кого-можно-называть

Нацистская идеология долгие годы была под запретом, по крайне мере формальным, — ходить ночью по улицам с факелами и кричать известный лозунг было не комильфо, да и к окололитературному опусу одного австрийского ефрейтора относились с опаской. Но зато в последние несколько десятилетий ограничения — не столько законодательные, сколько моральные — серьезно ослабли, а нацизм из всеобщего пугала и того-что-нельзя-повторить превратился во вполне себе обыденную идеологию, которую значительная часть общества (и особенно молодежь) воспринимает довольно спокойно.
Более того, образ Гитлера, одного из самых кровавых диктаторов в истории, трансформировался сначала в интернет-мем, а теперь и вовсе некоторые лидеры общественного мнения говорят, что убийца 60 миллионов был в целом неплохим парнем.
Историческая память — дама весьма капризная. Как только перестаешь обращать на нее внимание, она покидает тебя. К счастью, в Беларуси это вовремя поняли и прилагают максимум усилий для того, чтобы знать и помнить о нашем прошлом. Западные же страны пошли по иному пути, постаравшись исключить нацизм из культурной и исторической памяти, забыть как страшный сон. Первые плоды этой политики были видны еще в 1980‑е годы, когда немецкий романист и публицист Гюнтер Грасс в эссе «Головорожденные, или Немцы вымирают» писал о том, что новое поколение граждан ФРГ забыло сам смысл слова «фашизм» и употребляет теперь его к месту и не к месту.

Кстати, непонимание того, что нацизм на самом деле приводит к явлению, которое описывается законом Годвина о нацистских аналогиях. Согласно его первооткрывателю, американскому юристу Майку Годвину, по мере разрастания дискуссии вне зависимости от ее темы вероятность сравнения с Адольфом Гитлером стремится к единице. Иными словами, чем шире разворачивается спор о политике, автомобилях или рецептах приготовления пирожков, тем более вероятно, что один из участников обвинит соперника в нацизме или сравнит его с фюрером. То, что закон работает, легко доказать, почитав более-менее развернутые ветки комментариев под какой угодно публикацией в соцсетях.

«Безобидная» футболка.

От дьявола до комика

Нацизм невозможно забыть — зверства преступников, совершенные под паучьей свастикой, оставили слишком глубокую ментальную рану в коллективном самосознании всей цивилизации.
Однако отсутствие правильного истолкования причин и последствий планетарной катастрофы породило специфический феномен, который в самой Германии известен под названием «гитлеровский китч». Суть его в использовании образа диктатора для привлечения внимания аудитории, причем Гитлер может изображаться как в карикатурном стиле, так и во вполне обыденном, и даже с некоторой долей симпатии.
Так, еще в середине 1980‑х журнал Stern опубликовал якобы дневники фюрера. Разумеется, подобного исторического документа никогда не существовало, но тиражи издания резко выросли. Следом за этим Западную Европу объяла настоящая гитлеромания — о главном нацисте снимали фильмы, писали книги. Среди них были как серьезные исследования, так и продукт, направленный на привлечение внимания аудитории: авторы таких поделок рассказывали о любимой собаке «коричневого людоеда», его любовницах, семье, соратниках. Информация подавалась подчеркнуто нейтрально, и аудитория постепенно стала видеть в Гитлере человека со своими странностями, а не исчадие зла, коим он на самом деле являлся.

Следующим шагом стало расширение окна Овертона до внедрения парадигмы о том, что фюрер был, в принципе, нехудшим деятелем в богатой немецкой истории. От выразительно-комического персонажа, коим Гитлер предстал в сатирическом комиксе Вальтера Моэрса «Адольф, нацистская свинья», образ лидера Третьего рейха эволюционировал едва ли не до борца за справедливость в нынешней Германии в фильме «Он снова здесь» по роману Тимура Вермеша, который вышел на экраны в 2016 году. Весьма симптоматично, что картина имела успех в прокате и получила премии за лучший немецкий и европейский фильм в год выхода.

Свою посильную лепту в мягком введении образа Гитлера в общественное сознание внесли соцсети, причем глобальность феномена сыграла злую шутку в том числе и с нами — вспомните, сколько раз за день вы натыкаетесь на мемы с Гитлером, прокручивая ленту новостей? Да и хотя бы одну из многих озвучек знаменитой сцены из фильма «Бункер» (ту самую, где фюрер устраивает выволочку своим генералам в апреле 1945‑го) вы совершенно определенно слышали.

«Простые парни» из СС

Безусловно, своеобразная реабилитация нацизма была бы невозможна, не имей он некоего внешнего условно привлекательного образа. В реальной жизни фашистские преступники были людьми мерзкими и подлыми, но умения создать яркую обертку, которая и спустя 80 лет будоражит умы незрелой молодежи, им не занимать.

Хеллоуин-2022 в американской семье. А вам не страшно?
Парадная кинохроника Третьего рейха представляет нам гитлеровских офицеров в виде белокурых бестий в идеально сидящей черной форме от Hugo Boss, всем своим видом демонстрирующих презрение к смерти и ледяное арийское спокойствие. Этот образ почти без изменений перекочевал в современный западный кинематограф и индустрию видеоигр. Нацистская эстетика, известная по кинокартинам Лени Рифеншталь и произведениям менее известных воспевателей немецкого фашизма, плотно вошла в сознание слишком многих, чтобы это можно было списывать на увлечения чудаков. Так, например, в мировой сети полно видео с минувшего Хеллоуина, где американцы и англичане выбрали в качестве костюма не ведьмины тряпки или костюмы вампиров, а мундиры СС.
Последовали, так сказать, примеру принца Гарри, который на одной из вечеринок еще в середине 2000‑х показался в коричневой рубашке гитлеровского штурмовика с характерной повязкой на рукаве.
Обелить стараются не только высших членов нацистской иерархии, но и рядовых солдат рейха. Например, в 2015 году в Италии был снят фильм с говорящим названием «Моя честь зовется верность. Лейбштандарт», посвященный, как нетрудно догадаться, 1‑й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Авторы картины, похоже, намеренно выбрали одно из наиболее запятнанных кровью подразделений, однако отнюдь не осудили преступления эсэсовцев, а представили их лишь как дисциплинированных солдат, точно исполняющих приказы командования. Показана и сцена расправы над советскими пленными — правда, никакой рефлексии ни от главного героя Зигфрида Херкеля, ни от кого-либо из других персонажей. Соответственно, можно сделать вывод, что ничего экстраординарного в военном преступлении снявшие эту профашистскую ленту не видят.

Свастика над горизонтом

Ползучая фашизация общества и отказ от принципа реализма в изображении нацистов, надо сказать, дает свои плоды. По результатам недавно проведенных в США опросов, 36 процентов молодых американцев считают, что во время Холокоста погибло 2 миллиона или меньше евреев, хотя на самом деле общепризнанное число жертв — 6 миллионов. Впрочем, каждый десятый вообще не знает о геноциде еврейского народа или отрицает его, а 19 процентов миллениалов и зумеров уверены в том, что евреи сами виноваты в развязанной нацистами бойне.

Подливают масла в огонь и лидеры общественного мнения на Западе. Мировая звезда рэпа Канье Уэст в эфире одного из шоу назвал себя нацистом, а о Гитлере отозвался исключительно положительно: «Я вижу хорошее в Гитлере. Я люблю всех. Этот парень изобрел хайвей, изобрел микрофон, которым я пользуюсь как музыкант. Вы не можете отрицать, что он сделал что-то хорошее. Мне надоело это. Каждый человек обладает некой ценностью, особенно Гитлер. Еще Гитлер был христианином. Мне нравится Гитлер».

Поклонник Гитлера Канье Уэст и Дональд Трамп в Белом доме.
Вслед за этим Йе, как теперь официально именует себя рэпер, обвинил евреев в том, что они испортили репутацию фюрера из-за того, что он «изгнал их из страны», а также потребовал от израильтян простить нацистского диктатора.
Конечно, Канье можно было бы назвать сумасшедшим и перестать воспринимать его идеи всерьез. Но есть несколько моментов, которые не позволяют пойти по простому пути. Во-первых, музыкант вполне отдает отчет, на какую аудиторию он вещает, — несмотря на то что сам рэпер чернокожий, его послания в телеэфире и в соцсетях направлены на смертельно уставшее от произвола администрации Байдена, BLM и ЛГБТ-организаций белое консервативное общество. Во-вторых, Йе далеко не одинок в своих идеях и уже наладил связи в кругах американских нацистов. Так, например, в ноябре он присутствовал на встрече с экс-президентом Трампом вместе с отрицающим Холокост антисемитом-радикалом Ником Фуэнтесом. И наконец, в-третьих, Канье Уэст по-прежнему является кумиром многих американцев, хотя пик его популярности очевидно прошел. Авторитет исполнителя позволяет влиять на их умы, направляя многомиллионную армию фанатов в нужное русло.

Фашизация современного Запада чем-то напоминает процессы, приведшие к появлению нацизма столетие назад. Глубокий кризис идей, осознание западными элитами постепенного угасания собственной мощи неизбежно ведут к поиску путей выхода. И судя по последним тенденциям, ставку решено сделать на реинкарнации фашизма: где-то, как в Украине или странах Балтии, — в его местечковом формате, а в таких развитых странах, как Германия и США, возрождается старый, недобрый классический нацизм с его шовинизмом, антисемитизмом и русофобией. Более 80 лет назад это привело к самой страшной войне в истории. Чем все закончится сегодня?

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter