Тренд и брэнд

В Минске появилась своя Венеция

В Минске появилась своя Венеция


К списку стремительно множащихся бьеннале современного искусства добавился еще один — Минский международный, под легкопереводимым названием Colorfest. Еще накануне в это было сложно поверить — белорусская публика в большинстве своем по–прежнему довольно консервативна, безоговорочно одобряет только академическую, проверенную веками живопись, и на выставки какого–нибудь авангардного «мусора» от Микеланджело Пистолетто реагирует осторожно. Во всяком случае, никакого ажиотажа вокруг его эпатажных инсталляций два месяца назад в Минске не наблюдалось, зато людей, которые не побывали в Национальном художественном музее по случаю демонстрации там полотен из «Третьяковки», можно пересчитать по пальцам... А тут — сразу международный бьеннале да еще современной живописи! Однако желающих полюбопытствовать, сможет ли Минск конкурировать с Венецией, Парижем, Лондоном или Москвой, чьи бьеннале стали важнейшими событиями в мире современного искусства, в белорусской столице обнаружилось немного. Наша пресловутая консервативность тому виной или недостаток рекламы, но открытие Colorfest в галереях Национальной библиотеки прошло без аншлага. Впрочем, посмотреть картины современных художников из 11 стран здесь можно до 1 августа.


К открытию первого международного бьеннале современной живописи в Национальной библиотеке я сама прибежала в числе первых, причем с целлофановым пакетом на голове — как это часто бывает в июне (о чем я благополучно забываю из года в год), неожиданно хлынул дождь, зонта у меня не было, пришлось спасаться тем, что нашлось под рукой... Как оказалось, я тут не одна такая — по лестницам бродили десятки задумчивых молодых людей с точно такими же, как у меня, красными пакетами на головах. После появились девушки в ситцевых платьях со странными дьявольскими хвостами, перемазанные в сурик черти в клетках, еще несколько крайне странных персонажей... Ах да, какой же арт–проект сейчас обходится без перформанса? Ведь современное искусство — это прежде всего игра. Игра со зрителем, с контекстом, провоцирующая, скандальная, порой даже непристойная... «Ну что, любовалась на унитазы?» — как сговорившись, расспрашивают меня друзья и коллеги, не приобщившиеся пока к этому смотру достижений современного искусства. Резонно: унитаз как объект художественного творчества стал чуть ли не символом современного искусства, не признающего никаких критериев. Однако в Национальной библиотеке обошлись без них. Ни целующихся милиционеров, ни гигантских сталактитов из заледеневшей мочи, шокировавших гостей первого Международного бьеннале современного искусства в Москве, здесь тоже нет. Самое радикальное, что можно обнаружить, — это, пожалуй, полотно нашего Руслана Вашкевича No parking с обнаженной девой, окруженной кукишами (правда, диплом Colorfestа Руслан получил за свой более сдержанный — хоть и не менее концептуальный — «Дальтанiчны трыпцiх»). Ну а эстонский «Брежнев с аксакалами» едва ли способен вызвать что–либо, кроме недоумения, — вот если бы Путин или на худой конец не такой забытый Горбачев... Все остальное публику точно не шокирует — артисты перформанса вернуться не обещали.


В общем и целом наша выставка, собравшая 40 художников нового поколения из 11 стран, продемонстрировала, что новое слово в искусстве молодые говорят далеко не так часто, как от них этого ждут. Или отбор работ был слишком придирчивым? «Бьеннале современного искусства без неосторожных движений — кому он нужен?» — вопрошает председатель оргкомитета Московского бьеннале Михаил Швыдкой. И я не могу с ним не согласиться, ведь любая публика прежде всего ищет свежих и острых впечатлений, в том числе художественных, и белорусская — не исключение, сколько бы там ни говорили о ее консерватизме. Но особенно свежих и тем более острых впечатлений здесь, увы, нет... А может быть, просто такова жизнь: сильных открытий на каждый бьеннале не сыщешь, и нечего на кураторов пенять — вот такое оно сегодня, молодое современное искусство.


— Все это оценят после, — убежден куратор Минского международного бьеннале современной живописи Федор Ястреб. — Ведь это впервые не наши художники отправились презентовать себя в Европе, а мы пригласили Европу к себе. И даже зарегистрировали брэнд Colorfest, можно сказать, вошли в контекст мирового современного искусства. Посмотрите только, какие люди нас поддержали!


Список членов жюри конкурса нашего бьеннале с Гавриилом Ващенко во главе действительно впечатляет: тут и Леонид Бажанов, известный арт–критик, обеспечивавший России постоянное участие в знаменитом Венецианском бьеннале, тут и Марио Перони, генеральный секретарь Ассоциации современного искусства Италии, и многие другие персоны, широко известные в узких кругах людей, влияющих на развитие современного искусства. Посмотрим, помогут ли они нашим творцам «идти не вслед за европейским искусством, а рядом», как выразился господин Ястреб. В конце концов, в самом слове «бьеннале» есть обещание продолжения — как известно, это не просто одно из основных мест для знакомства с именами современных художников и их творчеством, а еще и выставка, проходящая раз в два года. Подождем следующей...


Кстати, все–таки несколько личных открытий мне здесь удалось сделать. Оказывается, современные белорусские и немецкие художники одинаково трепетно относятся к оттенкам и полутонам, а итальянские живописцы по–прежнему великолепные рисовальщики, как бы ни убеждали в обратном выставки современного итальянского искусства в Минске...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter