Трехгранный штык, бронебойный снаряд, и штурмовик, и система «БелГрад»...

За 90 лет в Вооруженных Силах произошло столько значительных изменений, что описать их не получится и в десятитомной энциклопедии. Сегодня, накануне юбилейной даты, мы вспомним самые главные, символичные этапы в военной истории...
Для множества наших людей армия навсегда останется Красной — той, которая всех сильней. Для молодежи, не заставшей портянок, «холодной войны» и марширующей сейчас в берцах и камуфляже по строевому плацу, РККА — всего лишь музейная реликвия. Но история, хочется верить, и для молодых людей не пахнет нафталином.

Представьте, как удивился бы красноармеец, в голодные годы гражданской войны радовавшийся и краюхе хлеба, если бы узнал, что нынешний солдатский паек составляют «под микроскопом», высчитывая калорийность каждого грамма пищи! А с каким восторгом смотрел бы снайпер 30–х годов на современные оптические прицелы! За 90 лет в Вооруженных Силах произошло столько значительных изменений, что описать их не получится и в десятитомной энциклопедии. Сегодня, накануне юбилейной даты, мы вспомним самые главные, символичные этапы в военной истории.

Огонь на поражение

В минувшем веке оружию редко шептали: «Прощай». Гораздо чаще радостно кричали: «Здравствуй», — прижимая к груди спасительницу–«трехлинейку» или сжимая в ладони рукоятку револьвера. Такое было время...

В подвалах отдела фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны мне показалось, что встретил тени Мосина, Дегтярева, Токарева, Шпагина... Тех, чьи бессмертные и в то же время смертоносные изобретения меняли жизнь и историю. И даже в музейной тишине ППШ и ППД не утратили своей мощи, а пулемет Максима, кажется, только–только вернулся с поля боя и через пару минут уставший боец снова покатит его в наступление...

Но начиналась оружейная история Красной Армии с трехлинейной винтовки образца 1891 г. Сконструированная в конце XIX века талантливым мастером Сергеем Мосиным, магазинная винтовка стала основой вооружения для императорской армии. Знаменитая «трехлинейка» на долгие годы превратилась и в главное оружие красноармейца.

— В царские времена существовал специальный метод «госприемки», — рассказывает научный сотрудник отдела фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Сергей Лопарев. — Брали 100 винтовок, разбирали их на составные части, а потом снова собирали механизм. И все работало! О таком высочайшем качестве в первые годы в Красной Армии могли только мечтать...

Хватало у винтовки, конечно, и недостатков. Скажем, использовать ее можно было только со штыком — так была пристреляна. В результате солдатам с длиннющей «палкой» за плечами в бою порой приходилось несладко, особенно когда шла позиционная война и сражаться приходилось в окопах.

Позже развитие получили самозарядные винтовки: АВС–36, СВТ–38. Их особенно полюбили снайперы — сделать несколько выстрелов, не отводя глаз от мишени – это было искусство! Впрочем, не самая надежная автоматика первых образцов частенько приводила к поломкам. И если снайперы свое оружие холили и лелеяли (поэтому оно работало как часы), то малограмотный боец-первогодок, который ничего сложнее лопаты до этого в руках не держал, просто не умел регулировать газоотводный механизм...

Есть в музее и совершенно уникальный образец — миномет Наймана. Его, предполагают, использовали советские диверсанты, которых забрасывали на оккупированные немцами территории. По сути, это оружие уже можно было назвать гранатометом.

...А вот и еще один раритет — револьвер системы Нагана, который в Красную Армию также пришел из царских времен. До 1941 года револьверы и пистолеты выпускали в одинаковом количестве, а «ревнаган» в армии многие по старинке считали надежнее, чем новый ТТ — очередное «мифическое» оружие. Интересно, что патрон под «тэтэшный» пистолет сделали идентичным патрону системы Маузера. Руководство страны предполагало, что следующая война обязательно пройдет на чужой территории, а значит, боеприпасы придется искать «на местах».

— Поначалу у ТТ было много критиков, — рассуждает Сергей Лопарев. — Упрекали в том, что ствол пистолета слишком толстый и его нельзя вставить, скажем, в смотровую щель танка, чтобы отстреливаться. Но уже первые бои показали всю абсурдность таких домыслов. Ведь пока танк исправен и с боезапасом, «отстреливаться» из него никто не будет. А когда танкист покидает машину, то толщина пистолетного ствола никакой роли уже не играет...

В период между двумя войнами вовсю «обкатывали» и новые типы оружия. У немцев появились пистолеты–пулеметы МП–38, но руководство Красной Армии развивать это перспективнейшее оружейное направление не планировало, за что и поплатилось во время советско–финских баталий. Пришлось срочно возвращаться к практически «похороненному» ПДД–34 — пистолету–пулемету Дегтярева. В начале 1941–го эстафету принял более надежный ППШ–41, ставший символом победы...

После 1945–го самая важная веха в истории вооружения, безусловно, — АК–47, разработанный оружейным виртуозом Михаилом Калашниковым. В различных модификациях этот автомат и по сей день — наше всё. Остался на вооружении нашей армии и пистолет Макарова, признанный одним из лучших пистолетов минувшего века.

...АК–74 с подствольным гранатометом, пулеметы ПКМ и РПК–74, СВД с оптическим прицелом, ручные противотанковые гранатометы... – командир первой мотострелковой роты 120–й гвардейской отдельной механизированной бригады Евгений Молодоженов показывает мне самые востребованные нынче в Вооруженных Силах образцы стрелкового оружия. — За ними и надежность, и прочность, и репутация.

Тем не менее время не стоит на месте и на вооружение поступает новое, современное стрелковое оружие. К примеру, недавно приняли снайперскую винтовку МЦ–116М (М1), которая, говорят, по точности превосходит СВД. Появилась «бронебойная» снайперская винтовка ОСВ–96 и многое другое. А танки, а самолеты, а ракеты, а электроника?..

Сегодняшний мотострелок не полагается только на свой «калаш» и гранату Ф-1. В бою его надежно прикрывает штурмовая и истребительная авиация, вертолетные эскадрильи нанесут смертоносный удар по танкам и бронемашинам противника. Части электронной борьбы «ослепят» противника, а сверхзвуковые бомбардировщики нанесут непоправимый урон. Ракетные бригады сухопутных войск своим «БелГрадом» в состоянии подавить любую активность неприятеля. Горой за мотострелками станут танки и БМП.... На вооружении наших частей есть такие грозные системы, как «Оса», зенитные комплексы С-300, да мало ли еще чего есть на вооружении современной белорусской армии. Но мы не бряцаем этим грозным оружием. Наша армия – армия мира! Но главное – в армии служат умные и бесстрашные офицеры, раз и навсегда присягнувшие своей профессии и Отечеству.

Ромбы и звезды

Пожалуй, ничто так полно не отражает эпоху, как военная форма. Вспомним суровых красных командиров в длинных шинелях с нашитыми на груди цветными клапанами — «разговорами», в «богатырках», с наганом в кирзовой кобуре. Настоящий символ своего времени! Глядя на таинственных краскомов, томно вздыхали девушки, а босоногие мальчишки бежали из дому, чтобы влиться в великую и непобедимую РККА.

Но история обмундирования в Красной Армии началась отнюдь не с романтических эпитетов. В 1918 году самым острым был такой вопрос: во что срочно одеть бойцов? Те, кто перешел на сторону РККА из царской армии, форму не меняли. Огромное количество обмундирования российской императорской армии осталось на складах. Поэтому воевать красноармейцам разрешили и в «царском». Целые подразделения добровольцев в «своей» одежде дополняли эту поразительную разношерстную массу.

— Известный карикатурист Борис Ефимов на одном из своих шаржей изобразил красногвардейца того времени этаким ковбоем — в пиджаке, шляпе, с двумя кольтами в руках, — рассказывает член Геральдического совета при Президенте Виктор Ляхор. — И правды в этом рисунке гораздо больше, чем вымысла. Воевал каждый в том, что имел. Ведь крестьянин, который подался в РККА из Минского уезда, был не в состоянии справить себе сапоги — вот и расхаживал в лаптях.

Наверное, поэтому еще долго иностранные художники, рисовавшие полчища красноармейцев, изображали их в виде толпы мужиков в красных развевающихся рубахах...

— Шинели и сапоги — вот самое главное, чего недостает нашим солдатам, вот из–за чего так часто срывались наступления, вполне победоносные, — сетовал в те непростые годы Владимир Ильич Ленин, который вместе с Л.Троцким, И.Сталиным, К.Ворошиловым, С.Каменевым и другими отцами-основателями РКК создавали и учили воевать Красную Армию...

В 1919–м всерьез задумались о едином стиле обмундирования. Что из военной формы было характерно для среднестатистического бойца РККА? Во–первых, суконный шлем, который сперва называли «богатыркой», а потом «фрунзевкой» и «буденовкой». Этот романтический головной убор, кстати, полностью дискредитировал себя в финскую кампанию — не спасал от холода, на него было сложно надеть каску. Поэтому в 1940 году бойцам стали выдавать зимние шапки-ушанки, которые практически без изменений дошли до наших времен.

Во–вторых, защитные рубахи со стоячим воротником и, конечно, шинели с «разговорами». Вошли в моду британские френчи. Шаровары из сукна, с наколенниками, заправляли в ботинки. Галифе, порой до смешного широкие, придавали бойцу несколько нелепый вид. Получили распространение и кожаные куртки, в которые часто облачались краскомы и комиссары.

Тогда же ввели расцветку петлиц по родам войск и нарукавные знаки. Различать военнослужащих по званию помогали простые красные квадраты, ромбы и звездочки.

В такой форме, с незначительными изменениями, и подошел красноармеец к Великой Отечественной войне. В 1943 году в армии ввели погоны. Хотя петличную систему даже нынешние специалисты–историки считают очень удачной и уникальной.

— Тогда стали возвращаться к прошлому, — считает Виктор Ляхор. — Погоны были возвращены как образец солдатской доблести. Они пережили несколько этапов развития. Сначала были трехмысковые, «острые». Потом их подрезали. Был период, когда занялись модернизацией — сделали так называемый погон–хлястик, на европейский манер. Но от идеи быстро отказались.

Были в истории военной формы и «театральные» времена, когда она выполняла не прикладную, а, что ли, «показную» функцию. Потом в армию пришла «афганка». Но серьезных, кардинальных изменений в обмундировании так и не произошло. Исчезали и появлялись карманы, менялся покрой. Ходили от френча до кителя и от кителя до френча — шутят историки.

Камуфлированный бушлат, теплые штаны, берцы — современный вариант нашей военной формы предельно строгий, экономичный и приближен к европейскому. Эволюция обмундирования продолжается и сейчас. Изменяются качество ткани, покрой. Вещевые службы отслеживают потребности войск, принимают во внимание замечания бойцов. Но запомнится ли нынешняя форма потомкам, отразит ли нашу эпоху так же удачно, как знаменитые шинели и «буденовки»? Быть может, все–таки стоило привнести в солдатскую экипировку национальный колорит?..

«Марш» пайка

Голодный солдат — неважный солдат. Эту мудрость поняли давно. Минули те времена, когда продовольственные хлопоты ложились на плечи служивых, а у рекрута было одно счастье: в случае успеха операции остаться на «прикорме» в побежденных городах.

После Октябрьской революции у красногвардейских отрядов не было своих органов снабжения. Не существовало и каких–либо продовольственных норм. В стране царила разруха, не хватало хлеба. Гремела продразверстка. Примерно в те годы в селах и деревнях появились знаменитые призывы к крестьянам о помощи солдатам: «Хлеба! Шлите нам хлеба, чтобы мы не были изнурены голодом и имели бы возможность крепко держать в своих руках винтовку против разбойников мира!»

Тех крестьян, которые при изъятии продуктов сопротивлялись, «вразумляли» вооруженные отряды комитетов бедноты и ЧОНы — части особого назначения Красной Армии.

Первые нормы продовольственных пайков в РККА ввели в июле 1918 года. Пайка было два: один — для личного состава действующих отрядов, второй — для тыловых и резервных частей.

Потом появились нормы довольствия для раненых и больных, курсантов военно–учебных заведений, военных моряков, санаторный и курортный пайки.

После начала Великой Отечественной войны, в сентябре 1941–го, нормы снова изменились. В пайке боевых частей стало больше хлеба, овощей, зато меньше мяса. Наливали легендарные «наркомовские» 100 грамм.

После победы, когда страну восстанавливали из пепла, снова вспомнили о питании красноармейцев. Военнослужащим, проходящим службу в отдаленных районах, полагались специальные пайки. Для экипажей самолетов и подводных лодок (на случай аварии и других ЧП) организовали аварийный запас — сгущенное молоко, мясные консервы, галеты, сахар и шоколад. С 1958 года летчики реактивной авиации начали получать дополнительный паек, который в народе называли «реактивным».

На солдатском столе стало больше сливочного масла и сахара, различных круп, появились куриные яйца и лук.

С развалом Советского Союза — опять изменения в рационе. Сейчас стоимость общевойскового пайка составляет 5.000 рублей в сутки. Что ждет солдатский котелок в ближайшем будущем?

— В течение нескольких месяцев будет принята новая инструкция, которая изменит нормы существующих пайков, — раскрыл гастрономическую «тайну» начальник 1–го отдела продовольственного управления Министерства обороны Николай Мартынов. — Чем порадуют бойцов? На солдатском столе появятся сычужный сыр, сметана, одно дополнительное куриное яйцо (теперь в неделю будут выдавать 4 штуки), больше чая и натуральных соков. На 100 граммов станет меньше хлеба. Из пайка уберут колбасные изделия, зато мяса теперь будет в два раза больше — 200 граммов. Перераспределили и овощную группу — будут выдавать меньше картофеля, зато больше капусты, свеклы, моркови, огурцов и помидоров.

В 16 воинских частях за питание военнослужащих сейчас отвечают профессионалы с гражданки. Столовые перевели на баланс РУП «Торгово–производственное управление при Министерстве обороны». А это значит, что больше не надо заниматься сезонными заготовками овощей. Нет нарядов по столовой, а на столах — такие непривычные для казарменных условий скатерти и салфетки. Солдаты, понятно, таким нововведениям только рады. «Марш» пайка продолжается!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter