Трек одолеть – не поле перейти...

МОТОКРОСС для жителей приграничного города — визитная карточка, и, как правило, равнодушных к этому экстремальному виду спорта здесь нет. Большинство местных спортсменов ежегодно участвуют в первенстве. Ныне ошмянских мотокроссменов — 12. Это больше, чем из другого региона. А всего на первенство заявлено 160 человек. На старты вышли спортсмены четырех команд — белорусы, россияне и две страны-соседки из Прибалтики. Сам трек выкопан в реликтовом хвойном лесу в 300 метрах от деревни Буденовка.

В Ошмянах на втором этапе открытого чемпионата и первенства Беларуси по мотокроссу спортсменам из этого райцентра помогли родные стены: они лидировали в нескольких номинациях

МОТОКРОСС для жителей приграничного города — визитная карточка, и, как правило, равнодушных к этому экстремальному виду спорта здесь нет. Большинство местных спортсменов ежегодно участвуют в первенстве. Ныне ошмянских мотокроссменов — 12. Это больше, чем из другого региона. А всего на первенство заявлено 160 человек. На старты вышли спортсмены четырех команд — белорусы, россияне и две страны-соседки из Прибалтики. Сам трек выкопан в реликтовом хвойном лесу в 300 метрах от деревни Буденовка.

— Турнир по мотокроссу — своего рода бренд Ошмянского района, — открыл соревнования Мирослав Саросек. — Когда-то пришедшие в ошмянскую мотосекцию ДОСААФ мальчишки через некоторое время выросли в мастеров спорта и настоящих чемпионов. Это Антон и Иван Шепеты, братья Василий и Юрий Лопухи, братья Довляшевичи, Александр Гируть, Сергей Сабирзянов, Леонид Боровский. А Юрий Лопух стал единственным в Беларуси мастером спорта международного класса СССР. Символично, что у нас есть преемственность поколений.

К слову, первые соревнования по мотокроссу на «песчанке» прошли в Ошмянах в 1970 году, а через три года — и первый межреспубликанский мотокросс на приз Героя СССР Д. И. Горбунова. С 1981-го на базе Ошмянской автошколы проводился чемпионат БССР, а сейчас ежегодно — открытый чемпионат республики.

Первыми на старт вышли гонщики в классе машин с объемом двигателя 85 куб. см. Равных здесь не было Виталию Махнову из Волковыска. В разделе «125 см3» ошмянец Егор Горлукович с большим отрывом от других проехал первый и второй заезды, и тогда стало ясно: он — лучший. Подтвердил, что дома и стены помогают, и Максим Гируть. В классе «Юниор» он во втором заезде стал лучшим и в итоге взял кубок. Весь пьедестал почета в классе машин «Мотоцикл с коляской» заняли гродненцы: первыми пришли Андрей Куц и Владимир Бакуревич, вслед за ними — Сергей Лагун с Игорем Сергейко и Олег Сиднев с Сергеем Дегтяревым. В классе «Хобби» победил наш титулованный гонщик из Ошмян Александр Гируть.

— Турнир не случайно носит открытый формат — к нам приехали спортсмены из России, Украины, Литвы, Латвии и Германии. То есть это вполне европейский уровень, — говорит директор Ошмянской автошколы ДОСААФ, организатор турнира Виктор Юкевич. — У нас есть и свои мотоциклетные династии. Так, сын знаменитого ошмянского гонщика Александра Гирутя, который выступает в классе «Хобби», Максим Гируть, днем ранее стал чемпионом в классе «Юниор». Или, к примеру, Горлукович Анатолий с сыном Егором — они всегда на вершине пьедестала.

Удивительно, но в этот мужской вид спорта органично вписалась и одна девушка. 15-летняя спортсменка из Волковыска Валерия Ляпина уже седьмой год подает пример многим ровесницам, соревнуясь «колесом к колесу» с ребятами. На этом турнире мотокроссменка заняла третье место в первом и втором заездах класса «125 см3», что весьма результативно для юной жительницы Волковыска.

— Конечно, трудно в мотокроссе тягаться с парнями. Плюс сам трек очень сложен. Трасса мотокросса проложена по пересеченной местности, изобилует поворотами, подъемами, спусками и трамплинами. В общем, требует от спортсмена высоких морально-волевых качеств и хорошей физической подготовки, — говорит Валерия Ляпина. — Чтобы выступить достойно, нам нужно иметь в своем распоряжении надежный мотоцикл — ведь достижения мотокроссмена зависят не только от уровня подготовки спортсмена, но и от качества и работоспособности его машины.

Ежегодно в каждой области республики проводятся областные первенства, после них — уже республиканские. Потом победители участвуют в состязаниях европейских или мировых. К слову, в Ошмянах уже проходил и чемпионат Европы, а два года назад — первенство Кубка стран Центральной Европы по мотокроссу.

— В райцентр в прошлом году приезжали члены инспекции Европейского мотоциклетного союза из Польши. Дали оценку: наша трасса — одна из лучших в Беларуси и Восточной Европе, — пояснил «БН» заместитель председателя Ошмянского райисполкома Александр Саванец. — И в дождь, и при солнечной погоде она не создает гонщикам дополнительных трудностей — только те, которые предусмотрены программой состязаний. Единственное «но» — экологические требования — оборудование безопасной мойки для мотоциклов, закрытой парковой зоны. В случае выполнения этих условий ошмянская трасса получит европейский сертификат, и город в очередной раз сможет претендовать на проведение первенств Европы по мотокроссу в ближайшие годы, сюда приедут лучшие гонщики континента.

Станислав ЛОБАТЫЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter