Недавно Донской государственный технический университет принимал гостей из Беларуси и России

Требуются талантливые технари

Развитие образования и науки – важнейший двигатель экономики и необходимое условие благополучия государства. Наши страны обладают серьезным научным потенциалом, многовековой фундаментальной научной школой, и сегодня руководство России и Беларуси уделяет особое внимание развитию этой сферы, в частности, поддержке инициатив молодых ученых. От тех, кто сегодня делает первые шаги в науке, зависит будущее медицины, образования, экономики, промышленности и многих других областей.  И, к счастью, исследовательская деятельность в понимании современной молодежи снова становится занятием престижным.

Недавно Донской государственный технический университет принимал гостей из Беларуси и России. Члены Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Парламентского Собрания проводили здесь очередное заседание. Этот вуз активно участвует в белорусско-российских образовательных, исследовательских и производственных программах. Но, кроме этого, здесь сумели органично объединить образование и воспитание. Тот самый воспитательный процесс, на который сегодня, как правило, у преподавателей не хватает времени и сил, а у государства – денег, чтобы оплатить эту внеурочную деятельность педагогов. Но вопрос заключается в том, что пока у студентов не возникнет чувства родины и желания сделать ее самой преуспевающей, до тех пор мы будем обеспечивать нашими классными специалистами Запад. Эта тема и стала главной в разговоре корреспондентов «СВ» с ректором Донского технического университета Бесарионом МЕСХИ.

Бесарион МЕСХИ


– Бесарион Чохоевич, вы более 30 лет работаете в ДГТУ и вместе с ним пережили различные исторические катаклизмы. Как бы вы оценили нынешнее время и ситуацию в стране? Есть ли у нас сегодня ресурсы, чтобы осуществить технологический, инновационный рывок, в котором так нуждается экономика страны?

 – Я думаю, что сегодня как раз наступил тот момент, когда мы должны осознать, что вокруг нас происходит, и сделать шаг вперед. Для такого рывка есть все предпосылки. У нас достигнут определенный консенсус  в обществе, определены главные направления развития страны. И мы должны этим историческим  моментом воспользоваться. Я всегда вспоминаю великую победу, которую мы одержали в 1945 году. Мы начинали тогда с простых маленьких технологий, но уже через несколько лет имели атомное оружие. Это что означает? Что есть люди, есть наука, есть стремление и желание двигаться вперед. Вот и сегодня мы можем аккумулировать все имеющиеся ресурсы и выйти из этой ситуации с победой.

– Стране сегодня как никогда нужны талантливые технари – инженеры, конструкторы. Потому что в последние годы вузы выпускали потоки финансистов и юристов, да и молодежь была сориентирована на эти «хлебные» профессии. Как изменить ситуацию?

– Наш университет давно уже выпускает высококлассных специалистов  технического и  инженерного направления, которых разбирают сразу. Разбирают, потому что они получают хорошее образование и потому что у вуза хорошая репутация. В следующем году будет 85 лет нашему университету – он ровесник индустриализации, и сегодня нет, наверное, завода, где бы ни работали наши инженеры. Но сегодня перед вузовским  сообществом не менее сложные задачи – мы должны научиться реагировать на все изменения рынка. Точно определять, кто нам нужен завтра – через год, через 5 или  10 лет. Потому что специалиста за один день подготовить невозможно. Так же как и организовать кафедру нужного направления. Все это планируется стратегически. В Ростове и Ростовской области сегодня губернатор привлекает огромный инвестиционный капитал – сдаются заводы металлургические, строится стекольный завод, станкостроительный открыли в Азове недавно. Это что означает? Что там нужны наши выпускники, и мы стремимся туда.

Страна меняется, и мы должны быть готовы к этим переменам. Мы уже разработали план подготовки специалистов на перспективу до 2020 года. Но сегодня надо думать, что будет в 2025-м, в 2030-м. То есть сегодня надо выстраивать систему для будущего. Я всегда говорю своим сотрудникам: «Если ты на минуту остановился, ты уже идешь назад». Коллектив понимает. Мы подписываем соглашения со многими российскими предприятиями, которые нуждаются в специалистах новых квалификаций, у нас открываются новые направления – к примеру, авиаподготовка, оборонная проблематика. Но я не буду забегать вперед – расскажу, когда доведем дело до конца.

– Одно дело, когда планируют специалисты – профессора и преподаватели. И совсем другое – когда молодой человек планирует свою жизнь... Не приходилось слышать, чтобы кто-то в юности мечтал стать  инженером-металлургом или инженером-стеклодувом.

– Мы, конечно, проводим профориентационную работу. Даже в детских домах, с которыми у нас прочные шефские отношения. Это очень важно. Но самый важный момент – это репутация вуза, его престиж. Когда спрашиваешь абитуриента, почему ты поступаешь в технический университет, он говорит: «Мне посоветовал друг», «Мне посоветовали родители», «Услышал по телевизору». С одной стороны – престиж вуза, с другой – престиж самой инженерной профессии. И это должно быть пропиарено на уровне страны. Когда я поступал почти 40 лет назад, как красиво тогда показывали нашу профессию в фильмах! С какой романтикой рассказывали о производстве, о талантливых конструкторах, инженерах... И как эти герои всегда стабильно и солидно выглядели – обустроенный быт, семейные традиции, у них все нормально, достаток, хорошую зарплату получают. Вот когда это все будет и в реальной жизни, инженером будет стать престижно. Неправильно, когда бухгалтер может себе позволить все, а инженер перебивается от  зарплаты до зарплаты. И сегодня это уже понимают на многих предприятиях, зарплата у наших выпускников уже сегодня 30–35 тысяч. Но она должна быть, конечно, больше. Хороший специалист должен хорошую зарплату получать, будь это хороший сварщик или технолог, если он на ответственном участке и отлично организовал, выполнил свою работу, он должен наравне с начальником цеха получать зарплату. Да и квартиру мог приобрести. Когда к нам приезжают работодатели за нашими выпускниками, я задаю вопросы: «Какая перспектива им получить квартиру?», «У вас есть социальная программа – строительство жилых домов или отсрочки платежа хотя бы для получения квартиры?» Хотите получить хорошего инженера – помогите ему создать хорошие условия жизни. Здесь нужен комплексный подход. Особенно в этой ситуации, когда мы оказываемся в определенной изоляции. Нам надо работать по-другому, если мы действительно хотим производить все сами, делать комплектующие для наших вертолетов, комбайнов, тракторов и прочее. Только комплексный подход в укреплении инженерно-технической прослойки  в обществе даст решение многих вопросов. И тогда уже не надо будет говорить: «Мама хочет, чтобы я стал инженером». Они сами прибегут. У нас уже 7 лет подряд конкурс на технические специальности. Не знаю даже, как объяснить, но в один год на технологию машиностроения толпой идут, на следующий – резко востребованы другие специальности – роботы, автоматизация, нанотехнологии – туда бегут все. Но в целом интерес заметно возрос к этим профессиям.

Песню «День Победы» пели около 10 тысяч человек – студенты, преподаватели с ректором, губернатор Василий Голубев, ростовчане с детьми

Песню «День Победы» пели около 10 тысяч человек – студенты, преподаватели с ректором, губернатор Василий Голубев, ростовчане с детьми


– Но есть еще одна очень серьезная проблема: сколько талантливых технарей уезжают на Запад... Значит, надо вести разговор о том, как воспитать человека, который хочет строить эти заводы здесь и работать здесь, в родной стране?

– Вы затронули очень  больной  вопрос. Люди, которые сегодня учатся  у  нас, должны научиться  ценить то, что их окружает, и думать о том,  что  мы  будем  иметь  завтра. Я всегда говорю и сотрудникам, и студентам: «Мы должны гордиться прошлым, жить настоящим и думать о будущем». Если эти три составляющие  присутствуют у человека, тогда  все хорошо. Начинается  чувство  родины с  семьи. Любишь  семью, хочешь  ради  нее работать – значит, будешь  обустраивать и свой дом, и свой город, и ценить свой вуз. Везде закладываются традиции – и они привязывают человека к родине.

Без воспитательного  процесса, я убежден, не получится классный специалист. И в школе, и в вузе должны  быть объединены образование и воспитание. И в семье, конечно. Я приведу пример. К празднованию Дня Победы в этом году мы решили провести такую акцию – собрать как можно больше людей и всем вместе исполнить песню «День Победы» Тухманова. Я даже не предполагал, какой  резонанс в сердцах вызовет это. Наша акция была занесена в Книгу  рекордов России как самое массовое исполнение патриотической песни в память о великом подвиге народа в годы войны. Пели около 10 тысяч человек – пели студенты, пели преподаватели с ректором, пел губернатор Василий Голубев, пели ростовчане с детьми. Дело, конечно же, не в рекорде. Слезы стояли в глазах у тех, кто был в этот день с нами. Мы не ошиблись, когда выбрали именно такой способ почтить память погибших и выживших в страшных сражениях советских солдат. Можно сколько угодно говорить о патриотизме, но пока в сердце не кольнет щемящая боль за свою родину и гордость за свой народ, человек этого не поймет. Я думаю, в тот момент многие молодые люди ощутили себя очень важной частичкой истории своей страны. Великой страны. Страныпобедителя. И им уже никогда не забыть этого ощущения причастности к этой истории и ответственности за дальнейшую судьбу своей страны.

Беседовала Татьяна ЗЕМЛЯНСКИХ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter