Требуются талантливые и креативные

Согласно социологическим исследованиям, безработица относится к числу наиболее серьезных проблем, волнующих наше общество. И хотя массовые сокращения на предприятиях и в учреждениях Беларуси в отличие от других стран не стали массовым явлением, тем не менее повод для серьезных размышлений есть. Как сообщили на днях в Министерстве труда и соцзащиты, в стране растет неполная занятость. В декабре 2008 года по сравнению с ноябрем численность работников, переведенных на график с неполной рабочей неделей, увеличилась почти в два с половиной раза — до 40 тысяч человек, а количество работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, выросло в 3,6 раза и превысило 50 тысяч человек. Проанализировать ситуацию на рынке труда мы попросили заместителя председателя Постоянной комиссии по денежно-кредитной и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания Тамару КЛЕБАН.

— Тамара Михайловна, согласно официальной статистике, на конец января 2009 года в качестве безработных зарегистрировано 40,6 тысячи человек, или около одного процента от экономически активного населения Беларуси. Как оценивается ситуация на рынке труда в стране?
— По стандартам Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лица старше 16 лет, которые не имеют работы или других занятий, приносящих доход, и находятся в поисках рабочего места. В Беларуси уровень безработицы определяется исходя из числа обратившихся в службы занятости и поставленных там на учет. Если же ориентироваться на методологию МОТ, то уровень безработицы в нашей стране превышает официальный.
Ведь в службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые предпочитают искать работу самостоятельно или занимаются нелегальной трудовой деятельностью, в том числе за рубежом.
Многих не устраивает размер пособия по безработице — 35 тысяч рублей. На тысячу в день, действительно, прожить невозможно. Кроме того, стоящие на учете в центре занятости должны участвовать в общественных работах, на которые соглашается не каждый.
— Недавно Минтруда обсуждало возможность поднять пособие по безработице до размера бюджета прожиточного минимума (больше 230 тысяч рублей)... Может, все-таки стоило ее внедрить?
— Не думаю, что это лучший вариант, тем более в условиях кризиса, когда главное правило выживания состоит в том, чтобы минимизировать издержки и расходы. Важно создавать новые рабочие места путем открытия новых производств, особенно в малых городах и селах. Если говорить о мерах господдержки, они и так немаленькие и уже дают определенный результат. Только по моему региону (Лидский избирательный округ. — Авт.) за первые дни февраля зарегистрировалось в несколько раз больше юридических лиц, чем за аналогичный период прошлого года. В прошлом году 38 безработным предоставлены субсидии на открытие собственного дела. А это немаленькая сумма — более 3,5 миллиона рублей каждому. В нынешнем году на открытие новых производств  планируется выделить 830 миллионов рублей.
— Вы говорили о субсидиях для безработных. Насколько эффективна данная мера? Ведь, получив эти деньги, человек может их элементарно проесть и пропить?
— Службы занятости очень вдумчиво подходят к распределению средств и все отслеживают. Для того чтобы получить деньги, необходимо предоставить бизнес-план, убедить специалистов в целесообразности открытия того или иного дела. В каждом регионе находятся центры поддержки малого бизнеса, которые оказывают консультативные услуги. На уровне районных исполнительных комитетов в соответствующих отделах тоже можно получить необходимые разъяснения. Для человека, который впервые решил открыть бизнес, сегодня нет никаких препятствий.
— Насколько совершенна законодательная база в части регулирования рынка труда? Есть ли необходимость вносить в нее какие-либо изменения?
— Сегодня законодательное поле вполне сформировано для того, чтобы поддержать безработного человека. Хотелось бы подчеркнуть, что наличие безработицы в нормальной рыночной экономике вполне обычное явление, которое стимулирует повышение профессиональной конкурентоспособности человека. Имея работу, человек заинтересован выполнять ее как можно лучше, зная, что за спиной у него стоят безработные конкуренты. В кризис эта проблема обостряется. Но из нее не стоит делать трагедии, и потерю работы не следует воспринимать как катастрофу. Варианты есть всегда, особенно если подойти к решению проблемы творчески  и не бояться пробовать себя на новом поприще. Насколько мне известно, многие работодатели сегодня озадачены поиском креативных, талантливых, энергичных специалистов.
— Тем не менее люди с опытом жалуются, что им отказывают в работе в силу неподходящего возраста или  внешности, молодежь сетует, что им ничего не светит, поскольку везде требуется опыт работы. Какой-то замкнутый круг получается...
— Я глубоко убеждена в том, что тот, кто хочет найти работу, находит ее. Сегодня количество предложений на рынке труда примерно в пять раз превышает спрос. Есть сферы, где эта разница особенно ощутима. Конечно, банковским клеркам, экономистам, юристам устроиться намного сложнее, но они и до кризиса с трудом находили себе применение в условиях перенасыщенности рынка представителями этих специальностей. Некоторых не устраивает зарплата, другие стремятся найти работу исключительно по специальности и категорически не хотят переучиваться. Человек 20 лет выполнял простейшую операцию на допотопном станке по второму разряду и слышать ничего не желает о переобучении. А ведь мир стремительно меняется, техническое перевооружение, модернизация производства требуют переквалификации, иначе рано или поздно придется уступить свое место другому.
Многое зависит от того, как поведет себя соискатель на собеседовании. Вряд ли работодателю понравится, когда ему начинают диктовать свои  требования — определенный уровень зарплаты, соцпакет, бонусы, удобный график.
Подчеркну еще раз: главное, чтобы было желание работать. При прочих равных условиях всегда будут иметь огромное преимущество те, кто владеет дополнительными навыками, например уверенно пользуется компьютером или знает иностранный язык. На рынке сегодня дефицит представителей рабочих специальностей, веб-дизайнеров, медработников, фармацевтов. Строители, водители, слесари, сварщики, парикмахеры, повара, официанты, продавцы, швеи, закройщики, няни — на такие профессии всегда спрос. Причем глобальных затрат на переквалификацию не требуется, а заработать можно гораздо больше, чем сидя в офисе.
Что касается молодежи, то ей жаловаться на отсутствие работы грешно. Молодые люди сегодня очень прагматичны, способны, талантливы. После окончания вуза работа по распределению позволяет набраться опыта. Но я не думаю, что все организации и предприятия концентрируют внимание на этом. Чаще приглашают неординарных специалистов, у которых есть свое видение работы, нестандартное, стратегическое мышление.
— А как вы относитесь к привлечению рабочей силы из-за рубежа?
— Не вижу в этом ничего страшного. По мнению экспертов, численность трудоспособного населения с этого года будет сокращаться, что приведет к его уменьшению в следующем году до 6120—6150 тысяч человек. У нас и так не хватает трудовых ресурсов вследствие старения населения. И если определенные отрасли испытывают дефицит квалифицированных кадров, необходимо создать все условия для их привлечения.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке труда в перспективе?
— Уровень безработицы в этом году может увеличиться. Думаю, особенно напряженной ситуация будет в марте—апреле, когда кризис, по мнению аналитиков, достигнет своего “дна”. Но к концу года, на мой взгляд, положение должно стабилизироваться, если на государственном уровне принять активные шаги по развитию предпринимательской деятельности, переподготовке и повышению квалификации безработных, поддержке организаций, создающих и сохраняющих рабочие места.
Уже сейчас нужно выделить сферы деятельности, на которых будет специализироваться наша страна в  системе международного разделения труда. Речь идет об ускоренном развитии инновационной деятельности, строительства, сферы услуг, в том числе туризма. С учетом этого необходимо принимать меры по переподготовке кадров из менее перспективных отраслей.

 Блицопрос На кого стоит рассчитывать при поиске работы?

Василий ЛЮТИКОВ, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: “Думаю, нужно полагаться на себя, на государство, на знакомых и на друзей — решать эту проблему необходимо комплексно, ведь человек живет не в вакууме. Есть специализированные службы, которые занимаются трудоустройством, газеты с информацией о вакансиях. Сможет ли человек воспользоваться возможностями, которые предоставляет общество, зависит от него самого”.
Ольга КАРПИЦКАЯ, 53 года, безработная, г.Браслав: “Думаю, многое зависит от образования. Я состою на учете в районном центре занятости населения уже больше года, мне помогли найти работу, но всего на несколько месяцев. До недавнего времени я особенно не расстраивалась, потому что муж, военный пенсионер, подрабатывал и в семье был достаток. Сейчас стало тяжелее, и я хотела бы куда-то устроиться. Но без образования можно пойти только санитаркой или уборщицей, а здоровья на такую работу у меня уже нет”.
Виктор СТАШКЕВИЧ, председатель СПК “Турково”, Миорский район: “В первую очередь нужно полагаться на себя. Конечно, многое зависит и от руководителя предприятия в отрасли, где человек хочет работать. В том же сельском хозяйстве всегда работа найдется. К примеру, нам нужны хорошие операторы машинного доения, ветврач, зоотехник, лаборанты, заведующие фермами... И жилье есть, даже новые коттеджи. Правда, на селе работать трудно, особенно в горячую летнюю пору, и зарплата небольшая”.
Елена КОСАРЕВСКАЯ, студентка 5-го курса Полоцкого государственного университета: “Студенту, у которого нет опыта, тяжело найти работу, поэтому для многих обязательное распределение, то есть гарантия первого рабочего места от государства, — это благо. Ну а остальным приходится рассчитывать на свои силы: нужно уметь общаться и подать себя”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter