«Требуется зоотехник!»

ГАЛИНУ АЛЕКСЕЕВНУ ждет радостное событие — старшая дочь выходит замуж. «Надо подарок купить, — рассуждает Камышева. — Себе платье сшить, туфли в магазине присмотреть, сделать прическу... А за что? Денег нет. И дорога в Гродно на свадьбу для меня затратная — билеты дорогие».

Такие объявления часто появляются в средствах массовой информации, а специалист с высшим образованием Галина КАМЫШЕВА работает на ферме сторожем. Почему?

ГАЛИНУ АЛЕКСЕЕВНУ ждет радостное событие — старшая дочь выходит замуж. «Надо подарок купить, — рассуждает Камышева. — Себе платье сшить, туфли в магазине присмотреть, сделать прическу... А за что? Денег нет. И дорога в Гродно на свадьбу для меня затратная — билеты дорогие».

У собеседницы задрожали губы, по щекам побежали слезы. Смотрит на меня растерянно, ничего не говорит...

...Еще раз перечитываю письмо Галины Алексеевны в редакцию «БН». «Помогите найти выход из сложившейся ситуации! — просит Камышева. — После объединения хозяйств в Костюковичском районе, где я жила, осталась без работы. Районный центр занятости, куда встала на учет, предлагал адреса, где могли бы меня взять зоотехником. Но куда ни обращалась, везде отказывали: говорят, долго не работала по специальности, возраст предпенсионный, к тому же нет мужа, я с ним в разводе. В конце концов, меня приютили в ОАО «Рапс» Минского района. Стала работать дояркой — почувствовала боль в спине (сказалась бывшая травма) и вынуждена была перейти дневным сторожем на молочнотоварную ферму с окладом... 500 тысяч рублей в месяц. А недавно из Костюковичей получила письмо: местное ЖКХ сообщает, что я задолжала ему за коммунальные услуги и проживание в квартире с апреля 2003 года и по настоящее время почти 3 миллиона рублей и более 5 миллионов — набежало пени. Вся задолженность составила 8 миллионов 618 тысяч 236 рублей. При моей зарплате сумма для меня неподъемная. Как быть?»

В этом письме — безутешный поиск выхода из запутанного положения. Камышева в квартире в костюковичской деревне не живет, а ЖКХ каждый месяц продолжает начислять ей долг, само собой, растет и пеня. «Основание серьезное — не выписалась, квартиру не сдала», — такое мнение у начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства Костюковичского района Александра Шматкова. «Пусть работает и рассчитывается с долгами, — добавил Александр Михайлович, — другого выхода я не вижу».

Галина Камышева из Костюковичского района не выписана, а в Минском — на учет не поставлена. Пребывает, так сказать, между небом и землей. И выписать ее оттуда никак нельзя, так как официального сообщения о том, где она сейчас пребывает, у костюковичской милиции нет. А бухгалтерия районного ЖКХ спокойно делает свое дело — начисляет долги Камышевой за пользование пустой квартирой и «оказываемые» коммунальные услуги. Пеня растет сама собой.

— Где же вы живете на самом деле? — интересуюсь у Галины Алексеевны. — Вот здесь, на ферме, где мы находимся? Покажите свой приют...

— Свет не без добрых людей, — уловил в голосе Камышевой оптимистичную нотку. — Не знаю, как и благодарить директора ОАО «Рапс» Михаила Сергеевича Ломако, который принял меня на работу... А другие руководители, куда я ни ездила, отворачивались от меня: дескать, скоро на пенсию, не нужен такой работник.

— Дирекция нашей сельхозорганизации и Крупицкий сельский Совет предоставили Галине Алексеевне временное жилье, — рассказала юрист ОАО «Рапс» Олеся Осипович. — Сейчас она живет в небольшой комнате. Никаких удобств, все на улице: вода, туалет. Что касается собственного жилья, то через пять лет она может стать в очередь на его получение. И только после этого ее зарегистрируют по месту жительства. Таков порядок!

Не позавидуешь... Через полгода Камышева выходит на пенсию. И не с гордо поднятой головой, как когда-то мечтала... Будет рада, если дирекция «Рапса» позволит ей работать дальше — все-таки долги костюковичскому ЖКХ нужно отдавать.

— Жизнь моя не удалась, — признается Галина Алексеевна. — Назад многого не вернешь. Никого в этом не виню. Во всем виновата сама...

Родилась Камышева в Алтайском крае. В пять лет с родителями переехала в Ташкент. После школы окончила Ташкентский техникум птицеводства, потом Алма-Атинский зооветеринарный институт. Стала зоотехником. По направлению работала в Узбекистане, а после развала Советского Союза переехала к брату в Костюковичский район, работала там зоотехником. Затем вышла замуж, муж пригласил в Хотимский район.

Все у Камышевой поначалу складывалось хорошо. Супруг работал в колхозе главным инженером, Галина Алексеевна — зоотехником. Семья беды-горя не знала. Но вдруг у мужа появилась та, которая «красивая и гордая дорогу перешла...»

— Измену я никому не прощаю! — тихо говорит Камышева. — Тем более самому близкому человеку.

Развод стал роковым моментом в ее судьбе.

— Я забрала двоих детей, и мы уехали к маме в Костюковичский район, — продолжает Галина Алексеевна. — Нам дали жилье в поселке переселенцев из чернобыльских районов, который в деревне Селецкое. Начала работать зоотехником в колхозе имени Карла Маркса. Время было сложное, поголовье скота стало сокращаться, и вскоре должность главного специалиста сократили. Вынуждена была пойти в бригадиры молочнотоварной фермы. Но по состоянию здоровья пришлось оттуда уйти.

Растить двух школьниц одной, без мужа, и жить только на алименты да небогатый урожай с огорода — непросто. А тут еще квартплата, долги...

Нельзя сказать, что Камышева ничего не платила жилищно-коммунальному хозяйству. Платила, как сама сообщает в письме, «по возможности». Иногда за год — 135 тысяч рублей вместо 196, иногда — 173 вместо 365. Но было и меньше — 100, 120 тысяч при начисленных 630, 570 тысячах. За последние семь лет, по данным районного ЖКХ, выплата составила лишь третью часть от начисленных сумм.

Женщины, с которыми я беседовал в деревне Пятевщина, где ютится Галина Камышева, не очень-то ей сочувствуют. «А чего она хочет, девять лет нигде не работала?..» «Видишь ли, спина у нее болит — не захотела дояркой быть! А где справка от врача?.. Мы еще посмотрим, как она тут себя проявит...» Неприятно мне было слышать такие колкие слова в адрес пока что малознакомого человека — в Пятевщине Галина Алексеевна живет всего лишь полгода. Рано еще о ней что-то серьезное говорить. Пусть обживется, поработает. И — почувствует заботу сельчан, доброту, их отзывчивость.

— Я много районов объездила в поисках работы, — говорит Галина Алексеевна. — Встречалась и с откровенным равнодушием к моей судьбе, и с грубостью, и, простите, с хамством, когда руководители хозяйств не хотели со мной даже разговаривать. Видимо, принимали меня за «перекати-поле», курящую, пьющую. Нет, я не такая. А ведь я, специалист с высшим образованием (не хвалюсь, а горжусь этим!), работаю здесь просто сторожем. Ну и что, если уж так получилось: кому-то и сторожем надо быть.

Галина Камышева, между прочим, вспомнила такой случай:

— Во время моего дежурства корова стала телиться. Никого рядом из специалистов не оказалось: куда звонить, кому — времени нет. Пришлось самой помогать корове (отел был тяжелый). А когда теленок благополучно появился на свет, корова первым делом стала облизывать не его, а меня... Так отблагодарила за помощь. А люди? Некоторые из них иногда поступают хуже животных. Но у меня ни на кого обиды нет. Если что не так — сама виновата. Значит, у меня судьба такая. Ничего ровного и приятного в ней нет. Получается, вся моя жизнь — бег с препятствиями.

Я предложил Галине Камышевой вернуться к долгам ЖКХ, которые ее «преследуют».

— В этом году младшая дочь будет поступать в университет, — рассуждает Галина Алексеевна. — Готовилась серьезно, думаю, поступит. Отец на время учебы ей подсобит. Мне уже легче будет. И потихоньку-помаленьку продолжу выплачивать ЖКХ долги.

— С должности зоотехника до сторожа на ферме — не слишком ли крутой спуск вниз? — интересуюсь у Камышевой.

Пока она думает, что ответить (вижу, с грустью вспоминает пройденный жизненный путь), я рассматриваю вывешенный в комнате отдыха на ферме рацион кормления животных. Потом задаю вопрос:

— А вы бы могли составить такой рацион?

— Нет, — честно признается Галина Алексеевна. — Он сделан на компьютере. А я на нем работать не умею.

О возвращении к профессии зоотехника, пожалуй, придется забыть. А сторожу компьютер на ферме не нужен...

ЖИТЕЙСКАЯ история, здесь рассказанная, полагаю, может быть поучительной для других. Иной раз не стоит рубить с плеча, пытаться жестко следовать своим принципам. Стоит помнить: жизнь — долгая и трудная дорога. Путь, где без шагов-компромиссов никак не обойтись.

...А Галина Алексеевна, уверен, на свадьбе своей дочке пожелает всячески беречь семью! Что бы ни случалось на тяжелом житейском пути.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter