«Требуется виртуозная логистика»: на совещании у Президента обсудили работу транспортного комплекса

Наращивание грузоперевозок, диверсификация экспортных маршрутов и стратегическая задача для гражданской авиации. Эти и другие вопросы обсудили у Президента Беларуси

Глава государства в понедельник заслушал доклад о работе транспортного комплекса в условиях санкций. Эта отрасль приносит стране почти половину валютной выручки от экспорта услуг, поэтому, как отметил ­Президент, важна объективная оценка ее деятельности. Александр ­Лукашенко нацеливает транспортников на поиск новых возможностей и решений:
— Сегодня, чтобы прибыльно продать свою продукцию на экспорт или поставить на внутренний рынок комплектующие, требуется поистине виртуозная логистика. И проще, во всяком случае, в ближайшем будущем не станет. Поэтому по-прежнему ежедневная работа Министерства транспорта — договариваться о вагонах, контейнерах, пропускных «окнах», конкурентных тарифах.

Задачи поставлены — надо выполнять

Александр ­­Лукашенко напомнил, что транспортная отрасль, являясь проводником внешнеторговых операций, приносит в страну примерно 45 процентов от экспорта услуг. Из-за санкций оказались разорваны многие давно выстроенные логистические цепочки, что ведет к издержкам производителей. Однако задачи по наращиванию физических объемов и диверсификации экспорта отраслевым министрам поставлены:

— Их выполнение в некотором роде зависит от расторопности Министерства транспорта, «Белавиа», — подчеркнул ­­Президент.

Авиакомпания «Белавиа» в числе тех, кто попал под санкции. Однако все потуги Запада отрезать нас от так называемой цивилизованной Европы бесперспективны. Более того, Александр ­­Лукашенко ставит новые цели:
— Стратегическая задача — расширить направления авиасообщения, дать людям возможность летать по вопросам бизнеса, на отдых, навещать родных и так далее. При этом важно сохранить высокий уровень безопасности полетов, не останавливаться в развитии авиационной отрасли, продолжить обновление авиапарка. Но цена перелетов должна быть конкурентной и не запредельной для наших людей, чего бы нам это ни стоило.

Работать по всем направлениям

­­Президент констатировал, что с начала введения ограничений прошло достаточно времени, чтобы не только нащупать все узкие места, но и принять адекватные меры реагирования:

— Так, мы вовремя, что называется, отзеркалили запрет на перемещение грузовых автомобилей из Евросоюза по нашей территории. Теперь ежедневно на перецепке у нас порядка тысячи транспортных средств. То есть сюда приехали — будьте добры оставить свой груз, прицепы, езжайте в обратную сторону, мы повезем дальше ваш груз.

Глава государства также попросил доложить, как Минтранс решает задачи по наращиванию перевозок железной дорогой в восточном направлении:
— Но никто вас не ограничивает по всем направлениям. Обеспеченность контейнерами под потребность должна быть стопроцентная.

Будет только рост

Этот принципиальный момент позже в беседе с журналистами прокомментирует заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак. Если обобщить сказанное, вице-премьер видит хорошие перспективы для работы транспортной отрасли, несмотря на санкции и нарушение привычных логистических цепочек. Есть и конкретные примеры: перевозки белорусского калия. Да, по некоторым направлениям доставка удобрений железнодорожным транспортом снизилась. Но работа продолжается.

— Сегодня наращиваются объемы перевозки калия по сухопутным переходам. И не только в Китай, калий продается по миру, — констатировал вице-премьер. — Работают соглашения с Российской Федерацией по использованию портовой инфраструктуры, то есть подключаются и другие виды транспорта.  
Процесс находится в динамике. В этих цепочках задействованы наши транспортники, транспорт­ники России, мировые компании. Будет только рост перевозок.

Вместе с тем Анатолий Сивак добавил, что санкции изменили географию поставок калийных удобрений, но бизнес работает над тем, чтобы эти изменения повернуть в свою пользу.

Особое внимание было обращено и на цены транспортных услуг для населения. Они должны быть приемлемыми, и компании ориентируют на снижение затрат.

Говоря об автотранспорте, Анатолий Сивак упомянул о работе по реализации подписанных союзных программ с Россией:

— В рамках их реализации готовятся определенные соглашения, которые в этом году должны быть подписаны. И там рефреном являются равные условия хозяйствования для субъектов, в данном случае в транспортной деятельности.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анатолий Сивак, заместитель Премьер-министра: «Все, что необходимо перевезти, будет перевезено»

— Факторы, влияющие на работу транспортной отрасли, появились с началом пандемии в 2020 году. Вы прекрасно помните тот момент, когда закрыты были перемещения за границу. Это растянулось на достаточно длительный период. Очень важно было в этот момент, и это было требование ­­Президента, сохранять трудовые коллективы. Тот рост, который мы сегодня наблюдаем в транспортном комплексе по пассажирским перевозкам, связан с тем, что (как только пошло послабление) отрасль начала активно работать.


Что касается грузовых перевозок, то санкционная политика Запада требует от нас переориентации транспортных потоков. Для этого необходимо, чтобы продукция отечественных предприятий была конкурентоспособной по стоимости с учетом изменившейся логистики. Поэтому здесь должна быть согласованная позиция грузоотправителя и перевозчика. 
В этой ситуации задача номер один — снова наращивать объемы перевозок. Грузовая база в стране есть. Экономика работает. Потребность наших партнеров в товарах, которые у нас производятся, громадная, и все, что необходимо перевезти, будет перевезено.
konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter