Требуется бизнес-план!

Правительство разрабатывает стимулы для развития малых городов
Правительство разрабатывает стимулы для развития малых городов

Новолукомль, Глуша, Березовка, Микашевичи... Всем хороши эти небольшие города и поселки: красивой природой, домашним уютом, размеренным темпом жизни. Есть только одна, общая для них проблема, заставляющая молодежь покидать отчий дом, а людей среднего возраста тревожиться за завтрашний день. Она известна каждому жителю такого населенного пункта: ограниченная возможность трудоустройства и соответственно более высокий, чем в среднем по стране, уровень безработицы. Если общий показатель не превышает полутора процентов, то, к примеру, в Ганцевичах — официально зарегистрированных безработных 7,1 процента, в Поставах — порядка 4...

Причины этого явления следует искать в советском прошлом. Во времена плановой экономики не было ничего плохого в том, что кормильцами малых городов, как правило, были один завод или фабрика, где трудилось большинство жителей. Градообразующее предприятие гарантировало своим работникам и социальные блага: строило для них жилье, создавало условия для отдыха. Однако в рыночной экономике привязка сотен, а то и тысяч людей к одному заводу оказалась миной замедленного действия. Технологическая отсталость и, как следствие, высокая себестоимость продукции и потеря рынков сбыта вынудили часть таких предприятий сокращать, а порой и закрывать производства. Кроме того, некоторые работники сами покинули заводы и фабрики из–за низкого заработка. Восполнить эти рабочие места малым городам пока не удается.

«Проблема регионов с устойчиво высоким уровнем безработицы достаточно серьезная для страны, — считает заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Павлов. — Сейчас в региональные программы занятости включено 42 населенных пункта, где уровень безработицы выше среднего по области и по стране. Создание новых рабочих мест в таких городах — под особым контролем. Если в Минске количество вакансий превышает численность безработных, то там — картина обратная».

Спрос на работу в ближайшие годы может вырасти. Ведь в официальные цифры безработных не входят люди, не зарегистрированные в центрах занятости. Кто–то ездит на заработки в Россию, кто–то ведет домашнее хозяйство. По предположительным оценкам, численность так называемого экономически неактивного населения (кто может, но не хочет работать) составляет 600 — 700 тысяч человек. Более точную картину могли бы дать обследования домашних хозяйств. Сейчас институт труда Министерства труда и соцзащиты проводит такую работу в трех регионах страны. После выяснения количества незанятого населения и выяснения причин будут разработаны мероприятия по вовлечению этих людей в общественное производство. К 2010 году, по словам Валерия Павлова, численность занятых должна вырасти на 450 — 460 тысяч человек.

Сейчас в Правительстве разрабатывается специальный план развития поселков городского типа и городов районного подчинения с численностью до 50 тысяч человек на 2006 — 2010 годы. По словам начальника главного управления политики занятости и народонаселения Минтруда Николая Кохонова, документ предусматривает налоговые льготы, изменение порядка финансирования проблемных территорий, частичный перенос туда производства из крупных городов, стимулирование предпринимательства. В частности, размер субсидий на открытие собственного дела для безработного жителя малого города будет больше обычного. «Сейчас мы пошли даже на то, что разрабатываем типовые бизнес–планы для жителей малых городов, — сказал Николай Кохонов. — Бытовые, информационные и социальные услуги, торговля — одна из самых востребованных сфер для предпринимательской инициативы в этих населенных пунктах».

Справка «СБ»

По состоянию на 1 июля в органах государственной службы занятости состояли на учете 66,5 тыс. безработных (89,4 процента к уровню прошлого года).

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter