Требуется ангел

Об инновационных проектах

Пожалуй, самое популярное сегодня слово — «инновация». Поиск свежих подходов, идей, разработок ставится во главу угла, иначе в современном мире конкурировать невозможно. Однако инновация — это не некий эфемерный объект, а согласно определению именно реализованное новшество. И вот этот путь от задумки к воплощению, а затем к коммерческой выгоде — чуть ли не самый сложный момент.


Каким бы большим ни был энтузиазм создателей, «выстрелит» проект или нет — на 70 процентов зависит от механизмов его продвижения. Не исключение тут и IТ–сфера. Вот недавно у нас впервые прошел молодежный конкурс проектов в области информационных технологий IT JUMP. Примечательный во многом тем, что среди его инициаторов, кроме Министерства образования и Парка высоких технологий (что понятно), были и представители бизнес–сообщества, готовые взять под свое крыло наиболее многообещающие разработки.


Состоятельные люди с огромным накопленным опытом, готовые вкладывать деньги в инновационные проекты, именуются весьма романтично — бизнес–ангелы. Готовы давать деньги под новые и, следовательно, рискованные проекты. Это венчурные инвестиции. Делаются с расчетом на то, что, скажем, восемь проектов окажутся провальными, но ведь один–два дадут сверхприбыль. Однако конкурс лишний раз показал: выделять средства на чисто гипотетические выкладки, так сказать, авансом, никто не собирается. Чтобы получить высокие оценки жюри, завоевать солидный денежный приз и попасть в поле зрения инвесторов, проект должен показать свою жизнеспособность. Даже если это и не было задумано изначально, в результате получилось именно так. Например, у веб–сервиса Driving Kids, представляющего собой развивающие игры для дошкольников и младших школьников в социальных сетях, на данный момент 100 тысяч пользователей. Он занял первое место в номинации «Лучший IТ–проект» (разделив его с еще одним победителем, Сyclist PRO). По мнению представителя сервиса Дарьи Сорокиной, они и есть полноценный нормальный стартап (т.е. компания в стадии развития), которому не хватает только «прыжка», инвестиций, чтобы «выстрелить» и собрать еще большую аудиторию.


Показателен в этом смысле и лучший игровой проект — браузерная игра The FATE of NATION. Она известна уже два года, довольно популярна и приносит небольшую прибыль. Сумму в 80 миллионов рублей разработчики Александр Сорочинский и Максим Кудрицкий планируют вложить в дальнейшее развитие и признаются, что такие призы подпитывают энтузиазм: «Подобные конкурсы позволяют убедиться, что мы делаем что–то стоящее».


Готовя конкурс в режиме цейтнота, организаторы были практически уверены, что не наберут большого количества достойных проектов. Однако заявок оказалось более чем достаточно — 114, причем многие студенты признавались, что, хоть в этом году еще и не готовы представить на суд жюри свои разработки, к следующему будут в нужной форме. Еще бы, ведь теперь есть реальная площадка, где можно встретиться с инвесторами. И представители компаний уже не только присмотрели для себя интересные проекты, но и с высоты своего опыта готовы делиться идеями, как преобразовать некоторые из них в более коммерчески успешные. «В 25 ты можешь быть успешным, в 28 — миллионером», — сформулировал главный смысл мероприятия председатель жюри Юрий Гурский. Окажется ли это реальностью для наших молодых айтишников? А почему бы и нет? Беларусь весьма сильна в IT–сфере, а быстро растущее профессиональное сообщество вполне способно стать той питательной средой, которая даст нам своего Марка Цукерберга или Чада Херли. Важно, что есть готовность их поддержать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter