Сегодня в Большом театре премьера — балет «Анастасия»

Травы вторят — Анастасия

Чувственная Анастасия в исполнении Ирины Еромкиной

Стройная и полная решимости девчушка с мечом, этакая фемина–воительница, украшает афиши нового балета — «Анастасия». 30 и 31 октября в Большом театре Беларуси пройдут два премьерных вечера, которых зрители ждали пять лет. Впервые после «Витовта» все театральные силы были брошены на национальный проект, это когда в постановке все должно быть своим, родным и узнаваемым — от сюжета и музыки до исполнителей главных партий. Один из лучших композиторов современности — Вячеслав Кузнецов — смело принял вызов от хореографа–постановщика Юрия Трояна и написал за полтора года музыку к «Анастасии» на либретто Анатолия Делендика, автора памятного киносценария к фильму «Анастасия Слуцкая».

Много ли вы знаете композиторов в нашей стране, взявших слово сочинить балет и к сроку эту задачу выполнивших, да еще на приличном музыкальном уровне? Таков наш Кузнецов! Мы побывали на прогоне премьерного спектакля и убедились, что сегодня у балетоманов состоится истинный праздник красоты классического танца, аутентичного, назидательного, без выкрутасов и чуждой для Юрия Трояна лексики модерн. Только классика!

Сегодня заглавную партию Анастасии исполнит Ирина Еромкина, одна из самых опытных артисток балетной труппы, способная выдержать марафон бесконечных репетиций и без тени усталости на светящемся лице до конца представления умеющая сохранять улыбку. У Ирины божественно поставлены руки, когда в первом адажио она окутывает ими своего суженого Семена (Антон Кравченко), их интимную близость невозможно наблюдать без волнения. Аттитюды на торсе партнера, поддержки и скрещения тел супругов Слуцких, их волнообразные движения и па–де–де рискуют стать одним из самых памятных и чувственных дуэтов в истории белорусского балета. Четыре лирических адажио спектакля сопровождает нежная, наполненная светлой грустью славянская музыка Кузнецова, в которой вполне различимы звуки и запахи Слутчины XV века: аромат васильков под лучами палящего солнца или первый снег, выпавший лунной ночью, колядки, народные гулянья — все–то молодым супругам в радость, все переполняет нежностью их влюбленные души.

Такатоши Мачияма в роли Хана Ахмата и в своем фирменном прыжке

Набег «неразумных» татар вскоре идиллию разрушает. Как известно из истории, супруг Анастасии погибнет в одной из первых же схваток с чужаками. Здесь отдельного упоминания заслуживает хан Ахмат из восточного племени татар в исполнении великолепного солиста нашей труппы — Такатоши Мачияма. Ничего не попишешь, азиатская генетика берет свое — в па–де–ша (легких и стремительных прыжках) Такатоши нет равных, он ртутный, летящий на крыльях ночи дракон, может появляться из всех четырех кулис сцены одновременно, и никогда точно не знаешь, из–за которой сейчас выпрыгнет. Сцены татарских набегов композитор ожидаемо решает музыкой динамической, в ней много меди и ударных — большое испытание для оркестра. Но музыканты, кажется, вдохновлены работой над новым материалом, и под управлением дирижера Андрея Галанова громко звенят и трубят, возвещая о финальной схватке Анастасии с татарами, вполне самоотверженно.

Еще одна экспрессивная женская партия — Заира (Александра Чижик), дочь хана Ахмата

Обойдемся без спойлеров. Чем закончится решающая батальная сцена, узнаете непосредственно на премьере. Отдельные комплименты хотелось бы высказать художнику по костюмам Екатерине Булгаковой — очень крепкая работа. От декораций художника–постановщика Александра Костюченко приятно щиплет в носу — хочется из Большого театра немедленно ехать в тихий провинциальный Слуцк, вытопить печь в уютной избе и с книгой об истории Анастасии устроиться в кресле–качалке у камина с непременным урчащим котом на коленях.

Не пропустите праздник классического балета в Большом. Премьера уже сегодня!

viki@sb.by

Фото Павла СУЩЕНКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter