Травница из Старой Буды

ПО ЖИЗНИ разное наследство перепадает. Кому-то — дорогущая недвижимость, а иному остаются лишь долги безалаберного предка. А вот у Нины Серебряной, скромного сельского библиотекаря из Старой Буды, что в Буда-Кошелевском районе, «спадчына» вовсе не деньгами измеряется. Но силу, тем не менее, огромную несет! Исцеляющую... ...Я наведалась в гости к представительнице редчайшего по нынешним временам «ремесла» — травнице, и уже не в первом поколении. Что любопытно, она смогла «развить» из своего фамильного дара еще и уникальный туристический объект под названием «Музей народной медицины», аналогов которому в Беларуси просто нет.

Почему сельский библиотекарь Нина Серебряная, владея уникальным фамильным «промыслом», не собирается превращать его в средство обогащения?

ПО ЖИЗНИ разное наследство перепадает. Кому-то — дорогущая недвижимость, а иному остаются лишь долги безалаберного предка. А вот у Нины Серебряной, скромного сельского библиотекаря из Старой Буды, что в Буда-Кошелевском районе, «спадчына» вовсе не деньгами измеряется. Но силу, тем не менее, огромную несет! Исцеляющую... ...Я наведалась в гости к представительнице редчайшего по нынешним временам «ремесла» — травнице, и уже не в первом поколении. Что любопытно, она смогла «развить» из своего фамильного дара еще и уникальный туристический объект под названием «Музей народной медицины», аналогов которому в Беларуси просто нет.

Еленецкие корни

На самом деле лекарственно-травяная экспозиция приютилась в небольшой комнатке при библиотеке. Нина Владимировна соглашается: надо бы подумать о расширении площадей, но… Некоторое время назад, когда не стало в Старой Буде сельсовета, предложили неплохую комнату в освободившемся добротном здании.

— Но я так рассудила — отделение связи, почта то бишь, деревне нужнее, вот и уступила право на новоселье, — говорит хозяйка необычного «засушенного царства». — Правда, недавно детский садик у нас закрыли, здание пустует, все коммуникации вроде отключили. Может, и нашлось бы для музея там местечко? Если, конечно, других видов на бывший садик нет...

Вот какая она, скромная, немного смущающаяся от внимания прессы сельская искусница. Почему искусница? Да просто не всякому дано познать секреты собирания трав, что людей спасают от многих-многих недугов. Но почему именно в Старой Буде — и такой музей, и такая интересная, увлеченная его хозяйка?

— Нет, травники тут издавна не жили, традиций таких не замечено, — просвещает Нина Владимировна. — А вот мой родной Еленец, что в двадцати километрах отсюда, — другое дело. Окажетесь там — непременно услышите про местную шептуху и травницу Анну Ивановну Хомченко. Мою маму… Знаете, ей уже 82-й год идет, а все еще и с травами возится, и людей лечит  «шэптамі».

Я, можно сказать, мамочке помогаю с детства, вот и приучилась…

Нина Владимировна — медик по образованию. Но вот уже почти тридцать лет — в сельском храме книги. Не думала не гадала, что травы «доведут» еще и до музейного дела. Но когда в районе при каждой деревенской библиотеке стали создавать по любительскому объединению, Серебряная «сопротивлялась» не сильно. Благо было чем односельчан увлечь! Теперь, к слову, старобудские бабушки гордо могут именовать себя членами целого объединения «Здоровье в наших руках». Само собой разумеется, и в нем все крутится вокруг лекарственной силы различных травок...

Как не залечиться до серьезных осложнений

И бабушка Анна, и дочь ее доподлинно не выясняли, откуда в их род просочился травницкий дар. На Буда-Кошелевщине, правда, издавна и во многих селах не по одному травнику было. «Это теперь больше экзотика, чем традиция», — говорит сельский библиотекарь. А ведь, тут же добавляет, дело-то не из простых! В нем много тонкостей, даже небезопасных моментов...

— И как это вы, медик по образованию, совместили, казалось бы, несерьезные «зёлкі» с научным подходом к борьбе с болезнями? — подбрасываю Нине Владимировне парочку каверзных вопросов. — Да и возразить вам могут — дескать, пичкаться всякими там отварами — едва ли не шарлатанству потакать! Ведь этак, увлекшись, рискуешь залечиться едва ли не до смерти. Официальному медику потом — работы непочатый край...

— А не надо ж бездумно залечиваться! — парирует собеседница. — Знаете, как я делаю? Никогда не позволяю себе такой смелости, безответственности — назначать какой-то «курс лечения». Это — дело врача. Я же могу порекомендовать ту или иную траву, сделать сбор... Но всегда людей буквально «достаю»: без консультации с врачом даже не пытайтесь чем-то из моего насоветованного, собранного воспользоваться!

Тысячелистник знаете, а золототысячник?..

Анна Ивановна, мама Нины Владимировны, за свои более чем восемьдесят годков только раз лежала в больнице — «забастовал» сустав. А так — видно, свой же дар поддерживает жизненный тонус? А еще имеется, наверное, какая-то особо секретная травка, помогающая самим травницам из рода Хомченко? К слову, обе дочки Нины Серебряной фамильное «ремесло» не забывают, собирать травы помогают регулярно. А из старшей наследницы, не исключает сельский библиотекарь, вполне могла бы выйти хорошая травница. Правда, живет в городе, а на тамошней почве удастся ли сохранить дар — еще вопрос!

— Насчет секретов — не скажу, не стала бы так называть, но вот тысячелистник в нашем роду — действительно одна из главных трав, — говорит Нина Серебряная. — Мама всю жизнь его употребляет, благо травка на диво универсальная, входит во многие сборы. Земляника — тоже кладезь полезной силы. А вот знаете ли, чем поднять настроение, улучшить аппетит? Есть такая трава — золототысячник. Незаменим он для пищеварительной системы…

Организм упирается...

В принципе, рассуждает травница из Старой Буды, любой человек может сам потихоньку, осторожно заготавливать ценное лекарственное сырье и потом потреблять его в тех или иных формах. Но как тут действовать? Просто сорвать, засушить, заварить, но обязательно ли будет нужный эффект?

— Бывает, что и не сработает травка, — слегка удивляет Нина Владимировна. — Может, и плохое настроение, и злые мысли еще при сборе позже вылезают. Но, главное, тут важно делать все в гармонии с ощущениями, сигналами, установками организма. Не советую пытаться употреблять травы, если организм восстает против этого. Ничего хорошего из затеи не выйдет. Надо верить и надеяться, а не думать, мол, «выпью — все равно ничего не поможет...»

На «охоту» за целебными растениями травницы из рода Хомченко отправляются, как только сойдет снег. Первая добыча — капытень. И дальше пошло-поехало: брусничник, земляника, багун, медвежьи ушки, затем уже летние травы — слёзки, тысячелистник, липовый цвет... А осенью наступает пора сбора кореньев…

— В моем арсенале постоянно задействовано около тридцати трав, они по-разному повторяются, комбинируются, сочетаются, — делится «кухней» травницы старобудский библиотекарь. — У процесса сбора особых тайн нет, нужно просто знать места и, главное, оптимальные сроки, когда за чем лучше отправляться...

Кого «подсадить» на лекарственный эксклюзив?

Разглядываю высушенные, но таящие в себе живую исцеляющую силу экспонаты. Чего-чего, а музейной пыли тут нет и в помине! «Музей народной медицины» — постоянно обновляющийся, нескучный, можно сказать — претендующий на то, чтобы принимать даже привередливых туристов-иностранцев. Ведь избалованные последними веяниями в зарубежной туриндустрии, они хотят непременно окунуться в живой процесс — будь то кузнечный или кулинарный, например.

— Не задумывалась еще так серьезно, чтобы как-то включиться в агроэкотуризм, — осторожно прикидывает Нина Владимировна. — Рада любому, кто захочет приехать. Не откажу в общении, совете, помощи… Но пока для меня это — больше не развлечение все-таки, а способ общения. Вот и наше любительское объединение на этом строит свою работу. А для того чтобы стал «Музей народной медицины» точкой какого-либо турмаршрута, нужно его, конечно, переселить в более просторное, презентабельное помещение.

— А не хотите ли сами открыть, допустим, агроусадьбу — с уклоном на лечение травами?

— Ой, вряд ли! Нужно быть человеком с коммерческой жилкой, а я...

— Просто скромная белорусская травница? — подсказываю Нине Владимировне.

— Да, каждому своё — для меня это любовь к природе, родной земле, всему красивому. А еще — неспособность больше дня провести у дочек, в городе (улыбается). Наверное, все травницы в мире очень похожи — всегда мы на природе, в движении, готовы помогать другим.

Вы удивитесь, но, владея столь уникальным даром, Нина Владимировна ни разу не извлекла из него сугубо практической — денежной — прибыли. Считает, что лучшая черта характера хорошего травника — бескорыстие.

— Нужно человеку полечиться, так пусть с моей помощью употребляет травки на здоровье, — рассуждает собеседница. — Никогда не брала и не буду брать денег! Грех это большой — деньги поиметь за лечение травами, «шэптамі». Слышала, что есть другие, кто берет. Но лично мне наживаться так не нужно…

Посетителей у «Музея народной медицины» и так, без подключения к агроэкотуризму, хватает. Два министра бывали, вспоминает хозяйка, целый десант ученых из Академии наук... За почти двадцатилетнюю историю (в наступающем, 2012-м, музей справит небольшой, но емкий юбилей) переживал и бум посетителей, и относительно спокойные периоды, как сейчас.

— Зачем он нужен, музей этот? — переспрашивает Нина Владимировна. — Да, конечно, так сохраняется все ж уникальная традиция, лечение травами по-прежнему многим подсобляет. Но сокрушаться насчет, мол, некому передать? Я бы не спешила так ставить вопрос! Чем механически, формально оставлять абы кому, то уж лучше не передавать совсем. Это даже в чем-то немного «опасное» дело. И попадать оно должно непременно в хорошие руки! И к человеку с чистой душой...

О приворотных зельях и борьбе с «зеленым змием»

Общаться с травницей и не разузнать о приворотных, отворотных и прочих таинственных зельях? (Пока, слава Богу, мужа соперницы не похитили, но все ж  на непредвиденный случай...)

— И не просите, чтобы про какие-то особые «ядовитые» травы рассказала — не занимаюсь ничем подобным и никому не советую! — категорична Нина Владимировна. — К слову, и пытаться с помощью трав избавлять от «зеленого змия», допустим, мужа-выпивоху — затея не самая правильная. Лучше поостерегитесь... Последствия могут быть самыми непредсказуемыми!

Что думают в райисполкоме?

«Музей народной медицины» попадет в турмаршрут

В Буда-Кошелевском районе пока нет единого туристического маршрута, который связал бы все более-менее значимые здешние достопримечательности. Но, как заверили «БН» в местном райисполкоме, работа в этом направлении ведется.

И что самое важное, не обойдет единый маршрут для путешественников «Музей народной медицины» в Старой Буде. И другие интересные объекты в районе наверняка привлекут внимание гостей. Всего таковых наберется около десятка, среди них — объект «Святая Криничка» возле деревни Селец, а еще — два уникальных черещатых дуба, каждому из которых более ста лет…

НА ЗАМЕТКУ

Травницы Анна Хомченко и Нина Серебряная советуют…

С лекарственными травами обращайтесь крайне осторожно! Помните, что вместе с положительным эффектом может случиться и отрицательный.

Если человек пожаловался на боли в желудке, а травник порекомендовал ему попить подорожника… Но подобный отвар «грозит» понижением давления, и вы рискуете схлопотать еще одну болячку!

По поводу параллельного приема лекарственных трав и таблеток — обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Обратите внимание на любопытную траву — моралий корень, или, как ее называют на Буда-Кошелевщине, «падыльнік». Хорошо помогает при эпилепсии, но вот найти чудо-растение очень нелегко! Надолго травка на одном месте не задерживается, как бы блуждающая — если в этот год нашли ее на бугристом песчаном месте, то в следующем вряд ли там застанете.

Для борьбы с чрезвычайно распространенным нынче остеохондрозом рекомендуется корень сабельника. А для того чтобы снять стресс, улучшить состояние нервов, суставов


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter