Травматический шок

Справедливы ли сегодня пересмотры старых учетных дел по выплате пособий за увечья? Кто имеет право отменять прежние решения и почему? Тяжелые и непростые вопросы...

Тадеуш Зайчик работал в Гродно каменщиком. 23 года назад получил на стройке тяжелую травму. Несчастный случай в стройтресте признали, поэтому без лишних вопросов оформили документы на выдачу пострадавшему постоянного денежного пособия. Более 20 лет человек с подорванным здоровьем получал его. Сумма, составлявшая в последнее время 660 тысяч рублей в месяц, уходила в основном на лекарства и лечение. Но недавно Зайчик полностью лишился выплат, оставшись с мизерной пенсией инвалида III группы.


Как оказалось, не он один. Только в Гродненской области страховые выплаты потеряли 37 человек, травмированных на работе. По стране более 430. Все они получили уведомления из Белгосстраха, в которых сообщалось, что вина в аварии предприятия, где они работали, не установлена, а потому, мол, и пособие не положено.


Число тех, кому отказано в компенсации, может вырасти. Справедливы ли сегодня пересмотры старых учетных дел по выплате пособий за увечья? Кто имеет право отменять прежние решения и почему? Тяжелые и непростые вопросы. Давайте разберемся...


— Пострадавшие в авариях на производстве имеют законные основания на денежную компенсацию за увечья, — заместитель председателя Гродненского областного объединения профсоюзов Анатолий Сорока раскрывает суть механизма выплат. — Основанием служил специальный акт формы Н–1 — основной критерий, который применялся десятилетиями. До 1 января 2004 года компенсацию выплачивали предприятия из собственных средств. Но не всегда наниматель делал это охотно. Поэтому 6 лет назад ввели обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выплачивать пособия поручили подразделениям Белгосстраха.


Приняв в наследство тысячи учетных дел, работники страховой службы взялись за их проверку. Шаг вполне оправданный, ведь речь идет о деньгах — причем немалых. Но как установить по куцым документам подлинность трагической ситуации, которая, к примеру, произошла полвека назад? А именно за такой период ревизоры стали проверять документы.


Начальник Гродненского областного управления департамента государственной инспекции труда Николай Ленко убежден, что далеко не всегда расследование можно провести по–новому и без ошибок. Здесь уже сталкивались со случаями, когда не было не только свидетелей, но и самих организаций, где пострадавшие работали.


В такой ситуации ревизорам ничего не оставалось, как брать на себя право выносить вердикт. Очень рискованный, на мой взгляд, шаг. Ведь из–за какой–то затерявшейся бумажки можно запросто сломать судьбу человека. Так произошло и с Тадеушем Зайчиком: в его документах черным по белому не написано, что наниматель во всем виноват. Но ведь предприятие подписало акт несчастного случая, отдельной строкой были намечены меры по устранению недостатков в технике безопасности. Наконец, больше двух десятков лет трест исправно выплачивал пострадавшему пособие...


— Получается парадоксальная ситуация, — Анатолий Сорока показывает мне большой список «отказников» с названиями предприятий и организаций. — Если допустить, что наниматель кому–то годами неправильно выплачивал пособия, так резонно его наказать и вернуть деньги государству. Но здесь не должен страдать человек. Заинтересованные ведомства обязаны между собой разрешить спорные ситуации, не заставляя людей самостоятельно искать правду. Это ведь больные люди, которым не по силам разобраться, что в какой–то справке есть неточность.


Пока вокруг проблемы ломаются копья, 74–летний Марьян Хильмончик не стал дожидаться, пока ему вернут отмененные выплаты в размере 132 тысяч рублей в месяц.


— За последние полгода где я только не побывал: в инспекции труда, прокуратуре, у адвоката... Что ж это за «одно окно» такое, что мне, больному и одинокому старику, приходится обивать пороги, — сокрушается бывший слесарь–сантехник. — Теперь вот обратился в суд, может, там помогут.


В подразделениях Белгосстраха о проблеме знают, но проверки старых документов прекращать не собираются. Исполняющий обязанности начальника отдела страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний филиала Белгосстраха по Гродненской области Владимир Тишко проинформировал, что из 5 тысяч учетных дел дополнительно изучена половина документов.


Так что «компенсационная» история продолжается. Вот только сами предприятия оказались от нее в стороне. Весь груз неожиданно нагрянувших проблем лег на плечи их пострадавших на производстве работников. Не по–людски как–то вышло...


Справка «СБ»


В Гродненской области в 2009 году на производстве погибли 18 человек и 78 работников получили тяжелые увечья. Для сравнения: в 2008 году зафиксировано 19 смертельных случаев, 71 человек был сильно травмирован с полной или частичной потерей трудоспособности.


В тему


Сокрытие аварии на производстве обернулось для мастера гродненского ОАО «Белкард» двумя годами лишения свободы с отсрочкой приговора. Суд наказал виновника за то, что тот пытался замять сам факт несчастного случая, когда тяжелую травму получил рабочий. Так и не добившись правды и законных страховых выплат, пострадавший обратился в прокуратуру. Лишь после возбуждения уголовного дела и решения суда справедливость восторжествовала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter