Травимся или в школе, или дома

У десятилетнего Леши мама работает поваром в школьной столовой, а папа — помощником повара

Вопрос: какой у мальчика вес? Такую «викторину» недавно услышала по радио. Правильного ответа — у Леши вес избыточный — из слушателей не прислал никто. В каждой шутке есть доля шутки, остальное — правда. И то, что школьная столовая — место для ее работников хлебное, не секрет. Помню: самые откормленные поросята в моей деревне были у поваров нашего школьного пищеблока. Почему? Да просто все отходы после завтраков и обедов доставались «хрюшам», которых они содержали.

В детстве меня не возмущало, что за нами доедают поросята. Сейчас задумываюсь: ведра с отходами после сарая возвращались назад в столовую. И где гарантия, что никакой заразы не приносили в школьный пищеблок? Школьная, детсадовская столовые — места почти что святые. И вспышка острой кишечной инфекции, от которой пострадали дети —71 ребенок — в Мозыре, отобедавшие в столовых испорченными глазированными сырками, — серьезное ЧП. После него все заинтересованные ведомства сделали выводы, а расследование оперативно выявило виновных и источник заражения. И вполне оправдано в этой ситуации требование родителей, чьи детки попали в больницу из-за опасных сырков, и всех остальных, имеющих детей-школьников, чтобы такие ЧП больше не повторились.

К слову сказать, за последние шесть лет подобные инциденты в Беларуси случались трижды — по данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. И везде «ключевой фигурой» ЧП становился пищеблок. Так, в 2007 году 44 школьника из Толочина попали в больницу с диагнозом дизентерия, которой заразились от работников пищеблока. А в 2012-м было два случая: в Пинском саду-яслях из-за непропекшейся запеканки (плохо работал жаровой шкаф) 100 крох попали в больницу с диагнозом сальмонеллез, а в Лунинецком лицее 19 учащихся от персонала столовой подхватили стафилококк и патогенную кишечную палочку. 2013 год тоже не обошелся без вспышек острых инфекций. Не пора ли проводить более тщательный медосмотр работников таких столовых и усилить контроль над организацией детского питания?

Проверить каждую школьную столовую за год госнадзор успевает три-четыре раза, рассказала мне заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова. И если к одной плановой проверке работники пищеблока могут подготовиться, то остальные выявляют различные недочеты. К счастью для нас и наших детей, лишь в двух-трех процентах проверенных школ находят серьезные нарушения (сроки хранения продукта истекли или не соблюдаются условия хранения), а в 61 проценте — незначительные. Львиная их доля касается неправильной уборки пищеблока, мытья посуды, ее маркировки, личной гигиены сотрудников.

И еще хочу обратить внимание на один немаловажный момент. Каждая вспышка инфекции в школьном и детсадовском учреждениях ставит вопрос перед родителями: что делать и как обезопасить своих детей от подобного? Кто-то предлагает отказаться от горячих завтраков и обедов. Однако у нынешних детей к совершеннолетию и так полно хронических заболеваний. Так зачем же из-за отказа от горячего питания в медкарту ребенка вносить еще один диагноз — хронический гастрит? К каждому работнику столовой контролирующее лицо не приставишь, но и детей с малых лет необходимо приучать к культуре питания — проверять самим сроки годности продуктов, мыть руки перед едой и так далее. Вот еще цифры для размышления. В прошлом году врачи Беларуси излечили 8 тысяч 136 детей от пищевых отравлений, из них всего 119 детей (в пинском яслях-саду и лунинецком лицее) пострадали от еды в общественных столовых. В школьных и детсадовских столовых отравился мизерный процент ребят от общего количества — всего 0,015 процента! Остальные 99 процентов — дома. О чем это говорит? О том, что у нас очень низкая культура питания дома. И начинать ее поднимать нужно с себя.

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter