Нацбанком утвержден план действий по повышению финансовой грамотности населения на 2025—2030 годы

Тратить с умом

Чтобы не остаться с пустым кошельком на второй день после зарплаты, с умом тратить заработанные средства и не переживать из-за непредвиденных расходов, нам всем стоит внимательнее относиться к своим деньгам и развивать финансовую грамотность. Активная работа в этом направлении проводится Национальным банком. Кроме взаимодействия со взрослым населением, по-прежнему в центре внимания регулятора молодое поколение. Так, с 2013 года в Беларуси проводится конкурс работ по экономической тематике среди студентов, магистрантов и аспирантов, с 2014-го — олимпиада по финансовой грамотности среди школьников. О том, какое место подобные мероприятия занимают в процессе образования молодежи, корреспондент «Р» поговорила с начальником отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Юлией Сакович.

Нацбанк занимается развитием финансовой грамотности молодежи.

Без возрастных ограничений

Сегодня в числе масштабных мероприятий, которые организуются Нацбанком для молодого поколения и помогают углубить знания о деньгах, — олимпиада по финансовой грамотности для школьников, конкурс работ по экономической тематике, а также неделя финансовой грамотности.

Основная цель состязания для школьников — популяризировать знания о финансах среди молодежи, развить навыки, которые помогут ребятам научиться эффективно управлять денежными средствами.

— Отмечу, что, в отличие от других предметных олимпиад, олимпиада по финансовой грамотности в первую очередь направлена на то, чтобы углубить навыки молодых людей в сфере финансов, а не только проверить, что они уже знают. Задания в ней состоят из тестов, вопросы которых охватывают основные темы финансовой грамотности. Если молодежь не научится разбираться в этих вопросах, им будет сложно уверенно обращаться с личными деньгами, воспринимать экономическую действительность, понимать социально-экономическую жизнь общества, — дополняет Юлия Сакович.


Юлия Сакович.
Ежегодно в первом этапе олимпиады участвуют около 25 тысяч школьников из более чем двух тысяч школ со всей Беларуси. Интересуются проектом не только старшие дети, но и младшеклассники. Поэтому несколько лет назад организаторы изменили правила участия: ученикам младших классов разрешили выполнять олимпиадные задания наравне со старшими. Но в финале чаще всего соревнуются более взрослые учащиеся.

Конкурс работ по экономической тематике среди студентов, магистрантов и аспирантов направлен на повышение интереса молодых людей к научно-исследовательской деятельности по экономическим дисциплинам. Каждый год присылается не менее 60 работ. Кроме возможности продемонстрировать свои знания, участники таким образом могут внести вклад в развитие экономики страны. Лучшие публикации конкурсантов получают оценку экспертного сообщества, печатаются в профильном журнале. Авторы работ также награждаются хорошими денежными призами.

Более 450 тысяч школьников в 2024 году охватила неделя финансовой грамотности — мероприятие, созданное благодаря взаимодействию Национального банка и Министерства образования. Также в этой информационной кампании участвуют и другие учреждения ассоциации финансового рынка, различные банки и другие заинтересованные организации.

— В 2026 году неделя финансовой грамотности пройдет с 16 по 22 марта. Каждый год Национальный банк определяется с ключевой темой проекта, подготавливает информацию, чтобы в легкой и доступной форме донести ее широкой аудитории, — рассказывает специалист. — Одно из традиционных мероприятий в рамках недели финансовой грамотности — конкурс видеоблогеров «Деньги имеют значение», где участникам необходимо снять видео на предложенную тему и креативно обыграть ее. Тематика конкурса меняется ежегодно. Например, она может быть посвящена вопросам цифровых финансов, противодействия мошенничеству, важности сбережений, разумного управления личными финансами.

Дополнительные инициативы

В нашей стране дети имеют возможность обучаться финансовой грамотности в школах. Для этого Национальный банк тесно сотрудничает с Министерством образования. Так, по инициативе ведомства были разработаны учебные программы факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» для 5—7-х и 8—9-х классов. Кроме того, к ним были подготовлены специальные методические пособия как для учителей, так и для учеников. По два таких экземпляра передали во все учреждения общего среднего образования Беларуси. Их электронные версии размещены в свободном доступе на едином портале финансовой грамотности населения (www.fingramota.by). Сейчас Национальный банк в связке с Минобразования занимается разработкой пособий для 1—4-х классов.

— Чтобы повысить качество факультативных занятий в школах, участниками финансового рынка постоянно создаются новые и обновляются уже разработанные материалы.

Кроме привычных книг, Национальным банком разработан комикс «Школа супергероев финансовой грамотности». В нем размещена образовательная информация и практические задания, которые помогут младшим школьникам в развлекательной форме расширить свои знания в сфере финансов.

Электронные версии изданий также можно найти в свободном доступе на нашем портале, — рассказывает собеседница.

Кроме того, академией образования Министерства образования по заказу Национального банка были разработаны матрицы финансовых компетенций для всех возрастных групп населения.

— Матрицы обеспечивают преемственность: каждая последующая ступень опирается на уже накопленный опыт, позволяя развивать его в следующих ступенях. Это поможет разработчикам учебных программ и пособий легко ориентироваться среди элементов финансовой грамотности, — комментирует Юлия Сакович.

По ту сторону

Матвей Чуприс.
Студент факультета прикладной математики и информатики БГУ Матвей Чуприс во время учебы в школе испытал свои силы в олимпиаде по финансовой грамотности в 2024 году. Результатом усердной работы стал диплом III степени.

— Впервые я поучаствовал в олимпиаде в 10-м классе, но пройти дальше первого этапа не получилось. Вторая попытка оказалась более удачной, — рассказывает молодой человек.

Назвать это просто удачей неверно, ведь за высоким результатом стоит большой труд, стремление, а также постоянная подготовка на протяжении долгого времени.

— Заниматься приходилось каждый день. Тем, в которых нужно разбираться, было достаточно много. Но подготовка проходила в спокойном режиме, преподаватель разъясняла все непонятные моменты. Самым тяжелым для меня оказался устный счет, а вот вопросы, связанные с криптовалютой и инвестициями, щелкал как орешки, — делится студент. — Темой финансов я начал интересоваться давно, ведь финансовая грамотность — необходимый навык в наше время, который научит не только сохранять свои деньги, но и приумножать их. Благодаря подготовке и участию в олимпиаде я не только прокачал свои знания в «науке о деньгах», но и нашел новых друзей, которым эта тема тоже интересна.

Подготовкой Матвея занималась учитель обществоведения гимназии № 37 Минска Ольга Пржевальская. Она знает, как надо замотивировать школьников, чтобы достичь высокого результата.

— В первую очередь подготовка — это самостоятельная работа ученика. Я могу дать необходимый материал, задания, но если ему это неинтересно, то ничего не выйдет.

В 10-м классе мы проходим раздел экономики. Если я вижу, что ребенок знает по этой теме больше, чем другие, и сам изучает что-то дополнительно, то предлагаю поучаствовать в олимпиаде. Чтобы решить многие вопросы, нужно уметь хорошо считать, плюс уложиться в 45 минут. Именно столько времени отводится для решения всех заданий. Поэтому привлекаю математиков, которые хорошо формулируют свои мысли, ведь 31 задание предполагает развернутый ответ на вопрос, — говорит учитель.

Ольга Валерьевна рассуждает, что развитие финансовой грамотности у молодежи — важная задача, которая стоит перед государством сегодня. Ведь старшее поколение не всегда может показать достойный пример умелого обращения с финансами.

— Поэтому такие знания нужно давать в школе. С этой целью были введены факультативы для разных классов. Думаю, что с их помощью нам удастся вырастить поколение финансово грамотных белорусов, — резюмирует собеседница.

В ТЕМУ

Министр образования Андрей Иванец и первый заместитель председателя правления Национального банка Александр Егоров обсудили вопросы внедрения финансовой грамотности в систему образования.

Во время встречи.
Фото БЕЛТА


— Во время Национального исследования качества образования, проведенного в 2023 году, учащиеся показали высокие результаты в направлении финансовой грамотности, — рассказал Андрей Иванец. — Мы видим, что молодое поколение активно интересуется данной сферой, поэтому предлагаем Национальному банку создать тематический раздел для молодежи на базе единого портала финансовой грамотности, где будет размещаться образовательная информация. Главной задачей таких публикаций станет максимальное вовлечение детей и их родителей, которые, выполняя домашнее задание вместе с ребятами, тоже смогут повысить свой уровень знаний в этой области.

Министр образования акцентировал, что сотрудничество с головным банком Республики Беларусь не заканчивается на уровне школы. Ряд направлений для взаимодействия есть в сфере высшего образования. В частности, это организация стажировок профессорско-преподавательского состава в Национальном банке и других финансовых организациях.

— Банковская система сегодня динамично развивается, и многие направления, которые раньше были недоступны, активно внедряются в нашу жизнь. Поэтому подобные стажировки будут очень актуальны в первую очередь для преподавателей, которые готовят специалистов по банковскому делу, финансам, кредитам. Мы планируем приступить к такой практико-ориентированной подготовке преподавателей уже в этом году.

kurdo@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter